USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Крыша съедет

Анжелина ДЕРЯБИНА

Будет ли в области принята программа поддержки населения при покупке жилья и почему буксует капитальный ремонт домов, рассказали на пресс-конференции Майис Мамедов, председатель комитета по строительству, ЖКХ и тарифам Законодательного собрания, и его заместитель Вадим Агеенко.

Верхи не могут, низы не хотят
За пять последних месяцев комитет провел 11 заседаний и проработал 70 законопроектов. Одна из непростых ситуаций, требующая внесения изменений в существующий закон, сложилась с капитальным ремонтом жилья. И дело, оказывается, не в недостатке денег. Они-то как раз есть: в нашем регионе взносы собирают на 74–75 процентов, в то время как в некоторых субъектах Федерации этот показатель не превышает 5–7 процентов.

— У нас больше 5 миллиардов рублей собрано с населения на капитальный ремонт, за 2015 год неосвоенных денег в фонде модернизации ЖКХ области — около 800 миллионов рублей, а мы не можем отремонтировать дома! — комментирует Майис Мамедов. — Проблема в законах, которые где-то хромают. Одна из ключевых тормозящих причин — отсутствие подрядчиков, согласных выполнять работы на существующих условиях. К примеру, подрядчик выиграл тендер на ремонт крыши на сумму 1,5 миллиона рублей. Заходит на объект, а крыша стоит 3 миллиона рублей. Подрядчик доказывает, что выполнить работу не может на таких условиях, а ему говорят: ты выиграл, ты и делай! И такое разбирательство может тянуться годами, работа стоит. Это происходит постоянно.

Существенно замедляет процесс капремонта и неудобный для подрядчиков механизм торгов. Чтобы поучаствовать в них, нужно внести задаток — до 8 процентов от суммы контракта. В случае если подрядчик выиграл, он получает всего 30 процентов от общего объема средств, остальные 70 — когда закончит ремонт. Позволить себе такие условия могут только крупные организации, у которых есть свободный капитал.

Как отметил Вадим Агеенко, еще одна проблема — невыполнимые нормативы.

— Еще в 2013 году мы резко против были программы в таком виде, считая, что она не будет выполняться, — объяснил депутат. — Сегодня сталкиваемся с тем, что были правы. Согласно программе за год необходимо отремонтировать 1 200–1 300 домов, в то время как в лучшие времена, в 2009 году, провели капитальный ремонт 105 домов. К таким объемам субъект не готов: нет такого количества материалов, такого количества подрядчиков, не прописан механизм торгов. Сейчас пришло понимание и в министерстве ЖКХ, что программу надо переделать.

Усугубляет ситуацию отсутствие технической документации на многие старые дома, ведь на капремонт ставятся постройки 40–50-х годов.

— В наш закон мы внесли изменение, чтобы деньги выделять на восстановление техдокументации из фонда капремонта, — пояснил председатель комитета. — Обратите внимание на это. Люди часто жалуются, что управляющие компании им говорят: утерян техпаспорт — платите 50 тысяч, мы восстановим. Это незаконно, делать это нельзя.

Есть и хорошая новость
В октябре-ноябре 2016 года региональные власти планируют начать поддержку покупателей жилья, оформляющих ипотеку.

Аналогичные программы уже действовали в первом десятилетии 2000-х годов и очень хорошо себя зарекомендовали.

— О том, что такая программа нужна, был разговор с губернатором, собиралось на обсуждение строительное сообщество, — рассказал Майис Мамедов. — Я вижу эту ситуацию так: необходима поддержка покупателей первичного жилья, приобретающих квартиры в домах, срок сдачи которых не в следующем, а в текущем году. То есть оформляют ипотеку в 2016-м — покупают в доме 2016 года, и так далее. Это поддержит отрасль, оживит рынок «первички».

Прежние программы поддерживали молодые семьи, а также людей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Областной бюджет компенсировал 7 процентов банковской ставки по ипотеке на сумму 300 тысяч рублей. По мнению парламентария, в нынешних условиях компенсация процентной ставки по кредиту работать не будет. Если помогать населению в покупке жилья, то субсидию нужно предоставлять на первоначальный взнос.