USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Четвёртый мост: строить непременно

Инна ВОЛОШИНА
В Новосибирске через реку Обь построено шесть переходов, в том числе два железнодорожных моста, три автомобильных и метромост. Кроме того, с одного на другой берег можно попасть, проехав по плотине ГЭС. Фото Юлии НАЗАРЕНКО
В Новосибирске через реку Обь построено шесть переходов, в том числе два железнодорожных моста, три автомобильных и метромост. Кроме того, с одного на другой берег можно попасть, проехав по плотине ГЭС. Фото Юлии НАЗАРЕНКО

Проект нового автомобильного перехода через Обь прошел публичное обсуждение

Проектировщики, ученые, строители, общественники, представители исполнительной власти и законодатели региона единогласно поддержали строительство. Закрытие Коммунального моста на ремонт заставляет поторопиться с принятием решения.

Разгрузить центр
Пожалуй, трудно вспомнить другой крупный проект, который вызвал бы столь активное обсуждение. Новое всегда поначалу наталкивается на сопротивление, а проект четвертого моста прямо-таки напичкан новациями, главные из которых состоят в том, что его будут возводить на условиях государственно-частного парт­нерства и что проезд по нему будет платным. Что ни говори, а платные дороги и мосты для нас пока непривычны.

На самом деле идея построить мост в самом центре совсем не нова — об этом говорили уже в конце 20-х годов прошлого века, когда Новосибирск еще вовсе не был мегаполисом. Тогда архитекторы рассуждали о формировании транспортного каркаса города, и центральный мост должен был стать одним из его ведущих элементов. Так что новое — хорошо забытое старое.

— Этот мостовой переход позволит решить ряд транспортных задач, стоящих перед городом, а его строительство предполагается вести согласно генеральной схеме развития улично-дорожной сети Новосибирска в период 2019–2025 годов, — отмечает министр транспорта и дорожного хозяйства региона Сергей Титов. — Для реализации проекта строительства моста учредителями, то есть мэрией Новосибирска и правительством области, было создано ОАО «Центральный мост».

Проведен конкурс на разработку проектной документации для строительства моста. Проект прошел все необходимые этапы согласования.

Трафик имеет значение
Длина мостового перехода составит 5 километров 100 мет­ров (длина собственно моста — около полутора километров), шесть полос движения. Мост будут удерживать два 114-метровых пилона в виде буквы «Н». Что, по мнению проектировщиков, символично, ведь это первая буква в названии города.

Строительство займет пять лет, и, если концессионер сорвет сроки, последуют штрафные санкции. Предстоит еще построить путепроводы через железную дорогу и площадь Энергетиков, тоннель под Южной площадью, пункт взимания платы и многие другие объекты.

Много вопросов было по поводу загрузки будущего моста. И это вполне понятно, ведь от того, какой будет трафик, зависит, насколько быстро окупится проект.

— Мы провели анализ территорий, исследование транспортных потоков, а также социологический опрос жителей, на основании полученных данных сделали прогноз трафика, — рассказывает генеральный директор АО «Инс­титут «Стройпроект» Алексей Журбин. — Было выстроено несколько моделей. К примеру, если стоимость проезда по мосту для легкового автомобиля составит 100 рублей, а Коммунальный мост закроют на ремонт, он давно в нем нуждается, то суточный трафик составит 112 тысяч автомобилей. Если Коммунальный мост не закрывать, то в сутки по Центральному мосту будут проезжать 47 тысяч машин. Если же его закрыть частично, то прогнозируемый трафик — 86 тысяч авто.

По словам Алексея Журбина, подобные методы расчета использовались при проектировании западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге. И прогнозы проектировщиков полностью оправдались.

С коллегой солидарен проректор по научной работе Сибирского государственного университета путей сообщения Сергей Бокарев. «В свое время мы выполняли для мэрии Новосибирска подобные расчеты, а в прошлом году имели возможность ознакомиться с результатами, полученными нашими коллегами из института «Стройпроект», — говорит он. — И в принципе наши модели не слишком отличаются. Близки также значения прогнозных трафиков. На мой взгляд, модель, представленная «Стройпроектом», вполне адекватная, с ней можно работать. Но, естественно, без транспортных развязок мост строить бессмысленно».
Коммунальный мост рано или поздно ремонтировать все равно придется, независимо от того, возведут Центральный мост или нет: в 2009 году специалисты СГУПС произвели его обследование и выявили ряд серьезных повреждений. Понятно, что сегодня ситуация лучше не стала.

Почем поедем?
Одной из тем разговора стала возможная стоимость проезда по будущему мосту. Разработчики проекта предложили несколько вариантов. По их расчетам, для легкового автомобиля максимальная стоимость проезда может составить 150 рублей, для грузового — 700 рублей. Причем, как особо подчеркивает Сергей Титов, эти цифры могут быть снижены, все зависит от конкретных условий, которые будут прописаны в договоре концессии.

Как отмечает Алексей Журбин, при обсуждении проекта западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге тоже были подобные сомнения: а поедет ли кто-то по платной дороге? Как показала практика, люди активно ею пользуются. Видимо, к тому, что за комфорт и скорость надо платить, надо просто привыкнуть.

Участники круглого стола пришли к выводу, что многие нюансы этого масштабного проекта нуждаются в корректировке. Благо это еще можно сделать: по словам министра строительства Новосибирской области Сергея Боярского, точка невозврата проекта не пройдена и все замечания и предложения по условиям концессионного соглашения и по проекту в целом еще могут быть учтены.

Это нужно городу
— Центральный мост городу нужен, с этим никто не спорит, — говорит председатель комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Законодательного собрания Новосибирской области Фёдор Николаев. — Но я считаю, что многое требует доработки. Например, такие пункты, как пересчет трафика по остальным мостовым переходам Новосибирска и анализ проведенных социологических исследований, чтобы точно рассчитать возможный трафик четвертого моста.

Кроме того, по словам Фёдора Николаева, обязательно должно быть перепроверено финансово-экономическое обоснование, а также скорректировано концессионное соглашение. Финансово-экономическая модель проекта тоже вызывает целый ряд вопросов.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Владимир ГОРОДЕЦКИЙ, губернатор Новосибирской области:
— Конструктивная работа, связанная с проектом строительства четвертого моста, обязательно должна быть продолжена. Первое публичное обсуждение со всеми заинтересованными сторонами — это очень важный шаг. На мой взгляд, убедительно прозвучала аргументация того, что мост как инженерный и транспортный объект сегодня необходим. По какой финансово-экономической модели — это будем исследовать дальше, анализировать, насколько востребованы условия конкурса для концессионеров, совершенствовать подходы в дальнейшем. Высказанные предложения будут учитываться, в этом и состоит суть публичных обсуждений — усилить финансово-экономическую составляющую проекта.

СПРАВКА
Общая стоимость проекта составляет 32 миллиарда 78 миллионов рублей в ценах третьего квартала 2015 года. Предполагается, что капитальный грант из федерального бюджета составит 21 миллиард рублей, средства концессионера — 7,5 миллиарда, еще 3,5 миллиарда вложит областной бюджет. Деньги из областной казны пойдут на подготовку строительной площадки, а также на расселение людей, которые живут в этой зоне. Концессия заключается на 25 лет.
По мысли проектировщиков, мост должен будет существенно разгрузить центральную часть города, так как в его начале на правом берегу сходятся три магистрали — Красный проспект, улицы Ипподромская и Фабричная. Кроме того, в этой части города на обоих берегах сейчас ведется активная застройка: на левом берегу построили аквапарк, на правом  — жилые комплексы «Ясный берег» и «Венеция». Так что транспортная нагрузка будет только возрастать. Помимо моста предстоит построить развязки на обоих берегах, стоимость которых составит примерно треть от общей суммы, необходимой для реализации данного проекта.

Источник VN.RU