«Проблем много, но мы работаем»
Как повысить качество образования в России?
Прошедший в Новосибирске форум «Образование и наука — будущее России», организованный партией «Единая Россия», собрал около тысячи участников из разных регионов нашей страны. Высказанные ими предложения вошли в программу партии на выборы в Госдуму седьмого созыва.
Детский сад с вариантами
Обсуждение шло на пяти дискуссионных площадках, каждая из которых была посвящена определенной теме. Эксперты высказывали свои соображения о том, как повысить доступность и качество дошкольного, школьного и дополнительного образования, обсуждали проблемы подготовки квалифицированных кадров для разных областей экономики, а также то, как наилучшим образом использовать научный потенциал для развития страны.
Так, на дискуссионной площадке, посвященной проблемам дошкольного образования, модератором которой выступила заместитель председателя комитета Государственной думы по образованию Алёна Аршинова, было высказано немало интересных соображений. К примеру, речь шла об опыте сотрудничества государства с частными детскими садами, о проблемах дошкольного образования на селе. Но и в городах еще далеко не все гладко: несмотря на огромное количество мест в детских садах, созданных в последние годы, немало вопросов пока остаются нерешенными.
— Вспомните, как было раньше: из-за демографического спада многие детские сады стояли пустыми, их помещения заняли различные ведомства. Потом произошел всплеск рождаемости, мест в садиках стало не хватать, а теперь мы видим такую же ситуацию со школами, — отметил первый вице-мэр Новосибирска Виктор Игнатов. — Значит, необходимо разработать более гибкую систему, которая позволила бы оптимально использовать помещения, сохраняя их профиль. Это гораздо дешевле, чем строить детские сады с нуля. К примеру, в Затоне помещение детского сада занимала библиотека имени Фадеева, сейчас мы ее переносим, что позволит создать 50–60 дополнительных мест. Это обойдется в 11 миллионов рублей, тогда как обычно одно место стоит 800–900 тысяч. Экономия колоссальная. И это только один момент. Проблем много, но мы работаем.
Круглосуточная школа
Пожалуй, наиболее бурным было обсуждение на дискуссионной площадке «Новая школа», посвященной развитию школьного образования. Прозвучало предложение вернуть целевые наборы в педагогические вузы, увеличить заработную плату учителям. Немало было высказано соображений по развитию детского спорта и дистанционного образования. Кроме того, эксперты описали, какой должна быть школа, отвечающая всем современным требованиям.
Ценным опытом поделился депутат Совета депутатов города Новосибирска Андрей Каличенко.
— Когда мы решили строить школу в микрорайоне Родники, сразу оценили его специфику: территория бурно развивается, там живет немало молодых семей, соответственно много детей, а со временем их станет еще больше, — рассказал депутат. — Опять же, в таком микрорайоне школа — это не только заведение, где получают образование, но и место проведения досуга, своеобразный центр территории. А значит, она должна быть такой, чтобы ее помещение можно было использовать практически круглосуточно. В школе есть плавательный бассейн, тренажерный и спортивный залы, актовый зал на 600 мест со специальной аппаратурой, работают различные кружки и секции. Именно такой, на мой взгляд, и должна быть школа будущего. Но одной ее мало: изначально рассчитывали на тысячу ребят, а сегодня в ней обучаются уже 1 800 детей. Третий год набираем по десять первых классов.
По мнению модератора дискуссионной площадки «Новая школа» заместителя председателя комитета по образованию Государственной думы Ирины Мануйловой, помимо формы не меньшее значение имеет и содержание. Мало построить хорошие школы, надо знать, чему и как учить.
— Образование сегодня играет ведущую роль в развитии любого государства, и Россия — не исключение. Несмотря ни на что, нам удалось сохранить лидирующие позиции в области образования, и очень важно дальше динамично двигаться вперед, — говорит Ирина Мануйлова. — Мы должны сделать наши школы лучшими в мире, и это вполне нам по силам. Требования к образованию постоянно возрастают, и нужно определить, какой именно будет новая школа. Тем более что позитивные примеры есть в различных регионах. Сегодня мы должны обобщить этот ценный опыт и распространить его по всей стране.