USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Не про любовь с любовью

Татьяна ШИПИЛОВА
Дубровинский сельский клуб — деревянный, справный снаружи, скромный внутри, стоит на зеленом взгорке. Внизу, в перспективе улицы, — безбрежная, как море, Обь. И западает в душу вся эта ширь да красота мгновенно, с первого взгляда, даже приехавшим за сотню километров гостям. Дубровинцы к окрестностям пригляделись, но своей малой родиной гордятся всерьез: село ведь особенное, с историей. В прошлом году отметило 300-летие. Фото Евгения ИВАНОВА
Дубровинский сельский клуб — деревянный, справный снаружи, скромный внутри, стоит на зеленом взгорке. Внизу, в перспективе улицы, — безбрежная, как море, Обь. И западает в душу вся эта ширь да красота мгновенно, с первого взгляда, даже приехавшим за сотню километров гостям. Дубровинцы к окрестностям пригляделись, но своей малой родиной гордятся всерьез: село ведь особенное, с историей. В прошлом году отметило 300-летие. Фото Евгения ИВАНОВА

Как «Окно в деревню» неформально соединило областной центр с глубинкой

Дубровинцам показали спектакль про них самих. Сельчане с энтузиазмом приняли предложение новосибирского режиссера Константина Колесника: на основе рассказов старожилов написать пьесу об истории села и силами профессиональных актеров поставить по ней спектакль.

В итоге проект «Окно в деревню» стал победителем II Всероссийского конкурса «Культурная мозаика малых городов и сел» Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко и задуманное свершилось.

Совпадения случайны, но…
После четырех месяцев напряженной подготовки к необычной премьере наступило время «Ч». В зале — жители села от мала до велика. Константин Колесник предваряет спектакль объяснением, что актеры никогда не видели тех людей, которые рассказывали истории из собственной жизни и жизни села, и что покажут они на сцене свое представление о них. А потому: «Все совпадения, которые вы увидите, совершенно случайны. Так что призываю настроиться на лирический лад…»

Забегая вперед, скажу, что все шутливо-заковыристые совпадения, судя по реакции зала, зрители, безусловно, заметили, но постановщикам особо потом не пеняли, потому что драматург Сергей Cамойленко эпизоды из далекого прошлого и нынешнего житья-бытья объединил в пьесе забавной фигурой кинорежиссера Якина, который решил снять про Дубровино документальный фильм и ходит по селу, знакомится с жителями, собирая материал, как он говорит, «с человечинкой».

Преданья старины так близко
И вот первые после финальных дружных аплодисментов отклики.

— Ну просто чудо! — говорит жительница села Надежда Кузьминична Колесникова. — Спектакль очень понравился. Наша бабушка Нина Спиридоновна Колесникова прийти не смогла, но, если бы увидела, была бы тоже очень рада. Можно сказать, спектакль поставлен по ее рассказам, как будто она сама стояла на сцене. В жизни-то она нам практически каждый день дома рассказывает что-нибудь из старины, пока в памяти…

Бывший тракторист, сейчас ему 71 год, Александр Григорьевич Кузьмицкий приехал из Сокура, но, так как все это одна, мошковская, округа, увиденное воспринял как историю не чужую, во многом личную.

019-11-03.jpg

Фото Евгения ИВАНОВА

— У меня самого все бабушки, дедушки, родители и матери, и отца, — коренные здешние жители. Правильно, что историю вспоминают, ее надо всем знать. В постановке показано, как в ранешнее время делились тут на красных и белых, как это было тяжело всем. Сейчас уже можно и примириться, памятник общий поставить — люди, сибиряки, все жили тут и надеялись на лучшее.

В многочисленных интервью дубровинцев, которые они давали Сергею Самойленко, речи о таком общем памятнике не было. В начале, по словам драматурга, это было просто полтора десятка историй разных людей — огромных, расшифрованных с диктофона интервью. Потом был прочитан двухтомник о Гражданской войне «Сибирская Вандея», посвященный Колыванскому восстанию, где дубровинцы были задействованы в одном из ключевых эпизодов. Перечитаны дневники Чехова, который во время своего путешествия на Сахалин тоже побывал здесь, и еще множество документов, в том числе о Московском тракте, пролегавшем через село, полторы сотни лет наблюдавшее шествие каторжан.  

Постепенно стала вырисовываться фабула будущей пьесы, возник тот самый Якин (Константин Колесник, смеясь, признал себя его прототипом). Остальные персонажи, жители деревни, тоже были придуманы, но сохранили некоторые словесные обороты и черты интервьюируемых. А потом возникла идея о памятнике и гражданском примирении. Она, безусловно, придала драматизма и пьесе: персонажи, обсуждая предложение Якина, проявляют свою позицию, но, увы, не приходят пока к согласию.

— Меня это тоже волновало — Дубровино как модель современного общества, возможность его примирения, — говорит Сергей Самойленко. — Писал я эту вещь не с холодным носом.

Кстати, в спектакле приняли участие ученики Дубровинской школы, что тоже стало частью концепции постановки: гармоничное будущее за ними.

История с фотографиями
В результате вещь получилась не поверхностная, знаковая и для создателей, и для адресатов проекта «Окно в деревню». Артист новосибирского «Первого театра» Егор Овечкин признался, что испытывает подобные ощущения впервые.

019-11-02.jpg

Фото Евгения ИВАНОВА

— Когда играешь в художественных постановках вымышленных героев, созданных фантазией драматургов, — это одно волнение. Здесь — другое. Потому что в зале сидят родственники, потомки тех людей, которые через это все прошли, и даже сами персонажи. Тут очень важно не перегнуть палку, не пережать, не закомиковать. Хотя у нас был готовый текст, мы даже переслушивали с диктофона интервью. Вот, допустим, на бумаге сбивчивая речь, рваная, а что на самом деле за этим? Может, человек прослезился, молчал какое-то время. Настолько глубоко и близко к жизни я копаюсь как актер в первый раз. Ссыльные, каторжники, расстрелы — это больная тема, сродни теме войны, которая не кончается и никогда не утратит вкус горечи слез. Не люблю такие темы, мне бы про любовь сыграть или, к примеру, Шукшина, но понимаю, что надо. И как опыт это дорогого стоит…

Известный новосибирский фотохудожник Евгений Иванов, по его словам, с энтузиазмом включился в необычный проект — он снимал Дубровино, его жителей, что стало основой сценографии спектакля, а в итоге сделал выставку в фойе клуба. (То, как рассматривали сельчане эти фото, — отдельный колоритный сюжет. Кстати, часть порт­ретных фотографий были подарены дубровинцам.) Эта работа стала для него, профессионала высочайшего класса, также небезынтересным опытом — сделать не фестивальные, рассчитанные на знатоков и жюри, снимки.

— Фестивальные фото обычно конфликтные, жесткие. Фотохудожников упрекают даже, что, мол, любим мы снимать помойки. А здесь надо было сделать нормальный зрительский проект — снять нормальную реальную жизнь, может чуть подфотошопленную, для того чтобы дать людям уверенность в себе. Показать всех девчонок красавицами, а закаты и рассветы неповторимыми.

Автора идеи проекта Константина Колесника особенно радует именно это конечное взаимообогащение новосибирцев и дубровинцев. А главное — та «бацилла творчества», которую горожане, как он надеется, привнесли в жизнь старинного села.

— Эти места эмоционально связаны с моим детством — с трех лет и до окончания школы я жил в Мошково. В Дубровино бывал часто, и мне всегда казалось, что уникальное по своей природе и истории село незаслуженно обойдено вниманием. Именно поэтому меня увлек этот проект, и, мне кажется, получилось то, что понятно и эмоционально близко местным жителям. Мы ездили сюда всю зиму, включились в их жизнь, провели ряд мастер-классов в Дубровинской школе. Так что, если потом здесь возникнет какая-то самостоятельная культурная инициатива, дубровинцам будет на что опереться, с чего взять пример. Ведь я тоже выбрал карьеру артиста благодаря лишь тому, что когда-то в Мошково приехала выпускница культпросветучилища Валентина Панибог и меня, подростка с улицы, привела в народный театр.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Автор идеи, режиссер проекта — Константин Колесник. Драматург, интервьюер — Сергей Самойленко. Художник — Юлия Добрыгина. Фотохудожник — Евгений Иванов. Композитор — Тимофей Пастухов. Координатор проекта — Юлия Чурилова. Артисты: Артём Находкин («Первый театр»), Егор Овечкин («Первый театр»), Артём Свиряков (НГДТ Сергея Афанасьева), Виталий Гудков (Санкт-Петербург) и Павел Высоких (Новосибирский областной театр кукол).