Земля не терпит временщиков – секрет успеха хозяйства «Ярковское»
Тот, кто пришел всерьез и надолго, не станет превращать землю в полигон для временных полевых испытаний
Если бы восемь лет назад кто-нибудь сказал, что ЗАО «СХП «Ярковское» увеличит свой зерновой клин до семи тысяч гектаров и он станет самым большим в Новосибирском районе, а площади под овощные культуры составят более пятисот га, в лучшем случае заметили бы, что «мечтать не вредно».
Были тогда для хозяйства времена смутные, оно рушилось буквально на глазах. И когда предприниматель Глеб Поповцев приобрел контрольный пакет акций АО, в районе это не рассматривали как панацею от всех бед. Дескать, мало ли кто приходит на землю. Поработает немного, поймет, что это такое, на своей шкуре, в очередной раз докажет аксиому: сельское хозяйство во всем мире убыточная отрасль — и переключится на другое занятие, более прибыльное и не столь зависимое от разного рода стихийных обстоятельств — природно-климатических, рыночных и так далее.
Фото Игоря ЛОГВИНА
В это время в Ярковском сельсовете разыгрывалась так называемая сенчанская карта. Перспективы «Сенчанского поля», у которого был весьма небедный хозяин, где в качестве директора работал преданнейший своему делу человек — Пётр Яско, а на полях проводил свои эксперименты академик Власенко, приводившие к самым высоким в районе и области урожаям, — так вот, эти перспективы казались более многообещающими. И кто-то с удовольствием тогда сделал бы ставку на соседский опыт.
Однако сейчас на сенчанских полях запустение, кануло в Лету крупное зерновое хозяйство. И теперь к этим полям присматривается руководство «Ярковского». А что? Есть реальная возможность увеличить зерновой клин хозяйства еще на несколько тысяч гектаров.
Как вгрызались в землю
Сейчас руководитель «Ярковского» вспоминает, как он и его помощники учились, набивали шишки, буквально вгрызались в землю, словно солдаты на войне, стараясь закрепиться, оставить за собой каждую взятую ими высоту. Не все упиралось и упирается в деньги, по мысли Глеба Поповцева. Можно потратить массу «боеприпасов» — десятки и сотни миллионов рублей, вложенных в дело, и ничего в итоге не добиться, кроме распыления средств. Чтобы они работали, надо и самому быть упертым, то есть следовать определенным принципам, и иметь под рукой надежных и грамотных специалистов, которые и идею могут подсказать, и реализовать ее в состоянии.
Одним из поворотных пунктов тут, кстати, было приглашение шесть лет назад на должность исполнительного директора Владимира Кениха, собирателя по натуре, готового денно и нощно работать над созданием технического ресурса хозяйства, необходимого для реализации самых амбициозных планов. То же самое, наверное, можно сказать и о главном агрономе хозяйства Александре Ковалёве, надежно прикрывшем агрономический сектор… Вложились в импортные посевные и уборочные агрегаты — «Джон Дир», «Нью Холланд», немецкую технику для уборки и посадки картофеля, лучшую, по мнению Кениха, «вообще», и тем самым показали всю серьезность своих намерений: ярковская земля — это вовсе не временный полигон для полевых испытаний, это родная площадка, надолго и всерьез. То, что при этом пришли результаты, — само собой разумеющееся.
А пробным камнем, наверное, привлекшим внимание к «Ярковскому» со стороны руководства района и областного агропрома, стало внедрение в 2011 году системы капельного полива израильского производства. Помучились, конечно, немало. И с зарубежными специалистами поработали вплотную, чтобы довести систему до кондиции, устранить ошибки. Но в итоге овощеводческое направление в хозяйстве, подкрепленное сохранением (вернее сказать — восстановлением) старых, уже апробированных оросительных систем, было выведено на новый уровень.
Фото Игоря ЛОГВИНА
Опровергнуть аксиому убыточности
Кто-то, конечно, сожалел — и в районе, и в области — об утраченном хозяйством животноводстве. Но, во-первых, утрачено оно как развивающаяся отрасль было еще в предыдущий период; во-вторых, нельзя объять необъятное; а в-третьих, условия госзаказа («Ярковское» поставляет свою продукцию в казенные учреждения — пенитенциарные, армию и так далее) не требовали сохранения поголовья КРС. Это было бы действительно ничем не обоснованным распылением средств, а в хозяйстве, пройдя неизбежный путь проб и ошибок, работают сейчас исключительно прагматики. Что дерзкого романтизма идей, кстати, вовсе не отменяет.
«Ярковское» — зерновое и овощеводческое хозяйство, оно пока не собирается менять свой статус, уходить из занятой им ниши, разве что замкнуть уже очерченный круг — создать перерабатывающее производство. «Переработка овощной продукции, ее хранение, овощехранилища, складские помещения — это ведь не просто здания, в этом суть нашей работы, выход на новые рубежи, — считает гендиректор «Ярковского». — Плюс к тому это дополнительные источники для развития и получения прибыли».
Последние слова — ключевые. Доказывать, что сельское хозяйство изначально убыточно, в общем-то, не имеет смысла. Чтобы жить, а не выживать в аграрном секторе, приходится каждый день опровергать эту самую аксиому убыточности. Когда, по словам депутата Законодательного собрания Новосибирской области, члена аграрного комитета Глеба Поповцева, была пройдена точка рентабельности, то первым делом в хозяйстве решили больше не залезать в кабалу к банкам, отказаться от банковских кредитов. Это развязало хозяйству руки, позволив выстраивать самостоятельную хозяйственную политику, не тормозящуюся «работой на проценты».
КСТАТИ
За годы второго рождения и экономического роста ЗАО «СХП «Ярковское» получило в качестве софинансирования 1 миллион 100 тысяч рублей несвязанной государственной поддержки на гектар. Введение государством единого сельхозналога существенно облегчило налоговое бремя наших сельхозтоваропроизводителей, в том числе зернового и овощеводческого хозяйства «Ярковское».