USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Шесть рецептов борьбы с коррупцией предложили «единороссы» на дебатах

Дмитрий Тростников
Шестеро кандидатов участвовали в первых дебатах «Единой России» 2 апреля. Фото Аркадия Уварова
Шестеро кандидатов участвовали в первых дебатах «Единой России» 2 апреля. Фото Аркадия Уварова

Не участвовать самим в коррупционных схемах, ввести показательные суды присяжных над коррупционерами, подключить общественность и другие, возможные методы борьбы озвучили на первых теледебатах участники праймериз «Единой России». Шестеро претендентов на мандаты депутатов Госдумы РФ ответили на вопросы от групп поддержки соперников 2 апреля в Новосибирске.

Раньше «единороссы» отказывались от участия в предвыборных теледебатах. Кардинально изменить тактику партия власти решила на выборах Госдумы РФ 2016. Теперь все кандидаты в депутаты от «ЕР» обязаны участвовать в дебатах в ходе предварительных партийных выборов. Тему для первой дискуссии выбрали самую горячую: борьба с коррупцией.

HE0A4455.jpgСтарт небывалому новшеству в Новосибирске дали шесть кандидатов на дебатах 2 апреля.

Показательные суды или не участвовать самому?

«Я простой человек и натерпелся от коррупции в полной мере! Пришла пора возвращать те законы, по которым за коррупцию сажали без оглядок на что-либо. Пора возвращать конфискацию имущества. Коррупционеров должны судить открытые суды присяжных во избежание мухлежа», - самые жесткие меры борьбы с коррупцией предложил наименее опытный участник дебатов Иван Мошненко. Индивидуальный предприниматель (в данный момент – безработный), сторонник «Единой России» заявил, что люди «устали от бардака и беззакония» и хотят «обыкновенного наведения порядка».

HE0A4558.jpgСамый знаменитый новосибирский «единоросс» Александр Карелин вступил в дискуссию как всегда весомо. «Репрессивные меры не решают этот вопрос. В нашей истории расстрелы были, конфискации были, лагеря были, но коррупция, как гидра, – слишком жизнеспособна. Выход один: повышение культуры и правовой грамотности населения. Чтобы люди понимали, какие деяния относятся к коррупции. И главное - не участвовать самому. Для нас коррупция – это где-то в «Оборонсервисе» или министерстве финансов, как минимум. А дать деньги слесарю, чтобы прокладку быстрее поменял, – это уже как бы не коррупция. А это одно и то же», - ответил Александр Карелин на вопрос об эффективности ужесточения наказаний.

Зарплаты Миллера и Грефа

На вопрос об этичности в кризис огромных доходов глав госкорпораций (были названы Алексей Миллер - «Газпром» и Герман Греф - «Сбербанк»), Карелин рассказал: «Трижды прошли слушания в ГД, касающиеся руководителей госкорпораций. Мы обсуждали «золотые парашюты» и инициативу ограничить себя по выплатам, потому что все-таки самый большой акционер этих компаний – государство. Как бы мы к рынку ни стремились, они позволить себе этого не могут. Все это обсуждается».

HE0A4559.jpgДепутат Госдумы уверен, что законов для пресечения коррупции в стране принято достаточно, но «страдает» их исполнение. Необходимо создать условия, чтобы представителям власти стало невыгодно участвовать в коррупционных схемах. И может пригодиться изучение подобного опыта Сингапура.

В Узбекистане коррупция злее

Дебаты проходили по схеме: каждый кандидат привел свою группу поддержки, члены которой задавали вопросы конкурентам. Так, Алексей Александров затруднился ответить на вопрос, насколько коррумпирована Новосибирская область по сравнению с ближайшими регионами, но указал на практику «постсоветских» стран. «Есть бизнес, связанный с Узбекистаном. Поэтому знаю, что там более коррумпированная система. Потому что демократические процессы там идут медленнее», - считает депутат Законодательного собрания области.

Александров выступает за фундаментальные методы борьбы с коррупцией, например – за судебную реформу. «Если мы посмотрим на судебную практику, то обвинительных приговоров 99%. Оправдательных практически нет. Отсутствует система ответственности судей за принятие решений. Потому что судьи отчитываются перед коллегией судей, перед своим же сообществом. Надо подумать о реформе, когда судья должен отчитываться перед всем обществом».

HE0A4573.jpg

Вопросы кандидатам задавали люди из группы поддержки соперников

На уровень коррупции в разных странах ссылался на дебатах и Геннадий Гуляев. «Сегодня Россия оказалась на 136-м месте в рейтинге индекса коррупции вместе с Нигерией, Ираном, Киргизией, Ливаном и Камеруном. Для такой страны как наша -  это совершенно недостойно, поэтому необходимо реформирование законодательной базы», - считает директор  ООО «ТрансСтройПроект».

Открытость власти и персональную ответственность назвал в качестве рецепта борьбы Андрей Каличенко. «За каждое решение должен нести ответственность конкретный чиновник, чтобы не просто в целом говорили: «мэрия» или «правительство», а конкретные должностные лица. Это станет прямым решением задачи эффективности расходования бюджетных средств», - уверен муниципальный депутат.

Коррупцию никто не любит

В обществе еще нет категорического неприятия коррупции, и это проблема, считает Ирина Мануйлова.

HE0A4545.jpg«Коррупцию не любят бизнесмены, которые борются за победу в тендере, родители, которые хотят устроить ребенка в лучшую школу, не любят граждане, которые пытаются получить какие- то справки. Но когда спрашиваешь людей, готовы ли они жить при полном отсутствии коррупции, ответ не всегда однозначный. Удивительно, но соцопрос в Красноярском крае показал: 16% опрошенных высказались, что как жили с коррупцией,  так и будем жить, еще 56% считают, что эта черта каждого государства, и только 19% говорят, что коррупция – это большое зло, и ее искоренять необходимо. Пока не будет сформировано в нашем обществе категорическое отношение к коррупции, бороться будет весьма трудно», - завила депутат Госдумы РФ.