USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Три способа дорого продать сибирское зерно урожая 2015

Николай ЦАРЕВ

Как выгоднее распорядиться собранным зерном — свободно продать, ввязаться в биржевые торги или припрятать до поры до времени?

Урожай 2015 года — в закромах сельхозпредприятий, фермерских хозяйств, на элеваторах, хлебоприемных пунктах. Постороннему глазу он не виден, но движение его идет. Куда направлены потоки миллиона тонн новосибирского зерна, предназначенного для продажи?

Это могут быть простые рыночные сделки или участие в государственных зерновых интервенциях. Не исключено, кто-то из хозяйственников уверен, что спешить расставаться с политым трудовым потом зерном еще рано: дескать, свою копеечку пшеничка возьмет позже… А может, молоть на месте? Наш регион уступает Алтайскому краю по уровню переработки зерна на муку. Посильно ли преодолеть отставание и надо ли это делать?

Каждый продает по-своему
Впрочем, в регионе немало хозяйств, которые начали реализовывать зерно если не на корню, то уж точно в ходе уборочных работ. Решили так: а чего ждать? Цены закупок на рынке еще в конце лета начали складываться неплохие. Многим сельхозпредприятиям деньги нужны были для проведения многочисленных операций с банками. У многих казна обременена кредитами, взятыми для финансирования полевых работ, и тянуть с расчетами нельзя.

— Намолотили 44 тысячи тонн зерна, из них к продаже определили 25 тысяч тонн. Цена зерна в этом сезоне — выше средней. Наши расчеты по денежным поступлениям в общем-то сбылись. Пшеница четвертого класса уже в начале ноября доходила до 9 тысяч рублей за тонну. Горох реализовали по 14 тысяч, рапс — по 24–24,5 тысячи рублей, — делится взглядом на ситуацию региональный директор «Сибирской нивы» Маслянинского района Сергей Ляхов.

А вот директору ЗАО «Конёвское» Краснозёрского района Ивану Говорухе многолетний опыт подсказывает, что настоящая цена для продажи пшеницы созреет только где-то в январе.

093-011-02.jpg

Ну а что у нас с зерновыми интервенциями, которые ежегодно организует государство? Как положительное действие властей страны специалисты оценивали то, что еще весной Правительство назвало цены, по которым решено было покупать у крестьян зерно на биржевых торгах. И цены были вполне подходящими на тот момент. Но вот незадача: ко времени осенних биржевых торгов рынок предложил селянам хоть и ненамного, но более высокие цены! Крестьяне смекнули, и многие из них везти на биржу зерно поначалу не решились.

Третий «пуск» — удачный
Первая попытка Московской биржи провести торговую зерновую сессию 20 августа 2015 года попросту провалилась. Желающих реализовать зерно не оказалось. Вторая попытка, предпринятая 15 сентября и затронувшая площадку Сибирского филиала Московской биржи, дала слабые результаты. Продажа зерна шла вяло. Хлеборобов явно не устроили стартовые цены закупки: 9 500 рублей за тонну пшеницы третьего класса, 8 700 рублей — четвертого класса и 8 400 — пятого класса.

Только третья попытка 27 октября дала ожидаемые результаты. Сельхозпредприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства начали активно выставлять зерно на интервенционные торги. И основания к тому оказались убедительными. Государство предложило за каждую тонну пшеницы третьего класса солидную по нынешним рыночным меркам цену, набросив к прежней 1 400 рублей. Тонна пшеницы четвертого класса подросла на 1 700 рублей, пятого — на 500, продовольственной ржи и ячменя — на 1 000 рублей. Не удивительно, что на биржевых сессиях в конце октября и в ноябре самым большим было поступление пшеницы четвертого класса, наиболее «потяжелевшей» в денежном выражении.

093-010-01.jpg

Фото Аркадия УВАРОВА

Если в ходе второй попытки торгов стартовые цены остались незыблемыми, не дрогнули, то с третьим «пуском» интервенций конкуренция дала о себе знать. Сработал эффект игры на понижение цен. К примеру, при стартовой цене тонны пшеницы в 10 900 рублей крестьяне смогли продать ее на несколько сот рублей ниже. Пшеничка четвертого класса, стартовавшая по цене в 10 400 рублей, пошла с молотка немногим больше 10 000 рублей. Но и таким торгово-биржевым оборотом земледельцы остались довольны. Деньги сейчас, в период расчетов по итогам 2015 года и подготовки к новому полеводческому сезону, на селе очень нужны.

ЦИФРА
Правительство России намечает закупить по системе биржевых торгов 2015–2016 годов 2 миллиона тонн зерна.


Заглянем в завтра093-011-03.jpg
Интервенционная активность растет. Из 710 тысяч тонн зерна, прошедших через биржевые торги с начала осенних сессий, 190 тысяч тонн закуплено государством в последнюю неделю, причем 123 тысячи тонн — на сибирской площадке. Такую динамику эксперты отметили в ходе проведенного в Новосибирске ХI Зернового круглого стола.

Специалисты-практики уже живут заботами о предстоящем аграрном сезоне 2016 года. А части урожая 2015 года еще предстоит найти своих новых хозяев с тем, чтобы зерно превратилось в муку, а та — в пышный хлебушко на столе жителей Новосибирска и районов области. Обо всем этом — суждения наших экспертов.

Мы придём туда
Титал ОЗМАНЯН, председатель сельскохозяйственного производственного кооператива «Артем» Болотнинского района:
— Пока еще не участвуем в интервенционных торгах, но обязательно придем туда. Сейчас оформляем документы. Пакет бумаг требуется большой, но мы этот подготовительный период осилим. Увезли образцы пшеницы на экспертный анализ в Новосибирск, что и требуется для того, чтобы стать участником операций на бирже.

В сезоне 2015 года урожай порадовал нас — мы взяли по 30 центнеров зерна с гектара. Точное количество для продажи еще не определили, но по предварительным расчетам реализуем 4–5 тысяч тонн зерна. Я в курсе того, что государство подняло цены на бирже, некоторые из них даже выше тех, что на рынке.

За качество своей продукции мы спокойны. Удалось получить пшеницу с клейковиной от 20 до 30 процентов, в зависимости от полей, на которых она выращивалась. Это означает, что вся наша пшеница будет соответствовать третьему классу продовольственного зерна.

Примерно 4 тысячи тонн урожая оставим на корм животным — крупному рогатому скоту, свиньям. Впереди длительная зимовка на ферме, и потребуется большой запас зернофуража.

Средние цены зерна на площадке Сибирского филиала Московской биржи с 27 октября 2015 года (руб. за тонну)
Пшеница 3 кл. — 10 895
Пшеница 4 кл. — 10 086
Пшеница 5 кл. — 8 763
Ячмень — 7 458
Рожь — 7 400

Пусть погода поможет
Анна ЛАПЧИК, начальник гидрометцентра ГУ «Новосибирский ЦГМС РСМЦ» Западно-Сибирской гидрометслужбы:
— В октябре 2015 года агрометеорологи гидрометстанций совместно с работниками сельского хозяйства провели наземное маршрутное обследование на 142 полях в 23 районах Новосибирской области. Выяснилось, что запасы продуктивной влаги в пахотном слое почвы (зябь, стерня) очень разные. В метровом слое на 60 процентах обследованных полей — в пределах оптимальных, на 4 процентах — избыточные, на 36 процентах — сильно недостаточные.

Сильно недостаточные запасы влаги в пахотном слое на территориях Купинского, Баганского и Карасукского районов, избыточные — в Венгеровском, Новосибирском, Мошковском и Черепановском.

В метровом слое почвы сильно недостаточные запасы влаги в Барабинском, Купинском, Баганском, Карасукском, Краснозёрском, Коченёвском и Ордынском районах, избыточные — в Венгеровском, Чановском и Мошковском.

Обследованы и озимые культуры. Проверка показала, что состояние посевов на 93 процентах полей в Новосибирской области хорошее.

ФАКТ
Экспорт зерна из Российской Федерации в 2015–2016 годах составит 23,6 миллиона тонн при урожае 2015 года свыше 100 миллионов. Россия — второй в мире (после ЕС) зерновой экспортер. За нашей страной в рейтинге идут США, Канада, Австралия, Украина, Казахстан, Аргентина.

Расходы поглощают урожай
Виктор РЕЙ, директор открытого акционерного общества «Очкино» Чистоозёрного района:
— Сказать честно, зерно мы уже продали. Срочно нужны были оборотные средства. Пришлось брать то солярку, то средства защиты растений, а потом бороться с долгами. Так зерно и ушло — в октябре реализовали на свободном рынке тысячу тонн. О биржевых торгах не думали, это неподъемно хлопотное для нас занятие.

Кредиты платим. Расчеты по ним всегда идут непросто. В этом году, к сожалению, картина не поменялась, хоть государство и повернулось лицом к крестьянам, откликнулось на их просьбу достойно оценить выращенный урожай в ходе биржевых сделок. Парадокс в том, что при возросшей цене зерновых закупок запасные части для сельскохозяйственной техники подорожали на 40 процентов, солярка — на 15 процентов. Фактически все повышение цены зерна съедается возрастанием стоимости материально-технических ресурсов.

Вот такая рыночная экономика получается. Селу как жилось тяжело, так и живется. А хочется, чтобы развитие сельхозпроизводства продвигалось вперед. Посмотришь на коровники — душа сжимается: помещения 1965 года постройки. А новые скотные дворы построить не на что.

Благодарен селянам, которые работают, несмотря на трудности. Отрадно, что всегда справляемся по трем основным показателям — вовремя выдаем людям зарплату, отчисляем налоги, рассчитываемся по кредитам. На это средств, к счастью, хватает.

Стараемся жить по-человечески. Убрали урожай у себя — перегнали комбайны на поля соседних хозяйств, в которых темпы жатвы были медленнее. «Очкино» вошло в число победителей областного соревнования. На празднике Дней урожая получил из рук губернатора области ключи от микроавтобуса «Соболь». Мне не пришлось выбирать, что делать с подарком. Решил сразу: передам машину в распоряжение доярочек, пусть ездят на ферму цивилизованно.

КСТАТИ
Хозяйствами Новосибирской области посеяно 77,6 тысячи гектаров озимых культур — на 22 тысячи гектаров больше, чем в 2014 году.

Баланс надо сохранить
Владимир ПЕТРИЧЕНКО, генеральный директор компании «ПроЗерно» (Москва):
— Понимаю ситуацию, при которой в ваш регион завозится много муки из Алтайского края. Понимаю и озабоченность специалистов минсельхоза, руководства Новосибирской области этим обстоятельством. Можно пойти по пути наращивания мощностей своей переработки зерна, но тогда область будет входить в очень жесткую, тяжелую конкуренцию на внутрироссийском рынке за счет повышения производственных издержек. А вам это надо?

Безусловно, уделять внимание переработке зерна необходимо, но при этом придерживаться сложившейся сбалансированности. Поверьте, это не худший вариант. Регион не испытывает трудностей в обеспечении населения, включая полуторамиллионный Новосибирск, хлебобулочными изделиями.

Я полагаю, что если Новосибирская область предпримет меры для увеличения производства зерна, повышения его качества, улучшения хранения с дальнейшей продажей другим регионам (включая, к слову, и Алтайский край), то это будет тоже хорошая история. Не обязательно включаться в изнурительную борьбу на рынке переработки. Задача полеводов Новосибирской области — производить качественный продукт, наращивать объемы его выращивания, стремиться к лидерству в валовом сборе зерна.

Приведу показательный пример. Есть такой анклав в России — Калининградская область, где мукомольных предприятий вообще нет. Невыгодно их там создавать, потому что рядом Белоруссия с ее дешевой мукой, Ленинградская область. Калининградцы пошли по пути увеличения производства зерна и его вывоза за пределы региона. Вот это им выгодно. В 2015 году они произвели полмиллиона тонн зерна, достигнув тем самым рекордного для их территории валового показателя.

Что может рубль?
Светлана НЕВЗОРОВА, заместитель министра сельского хозяйства Новосибирской области:
— Мы сегодня формируем новую структуру управления в минсельхозе. Создается отдел пищевой и перерабатывающей промышленности. Уже начали продумывать концепцию переработки продукции, где определим мероприятия по модернизации существующих производств, в том числе с учетом государственной поддержки. Это позволит повысить конкурентоспособность перерабатывающих предприятий.

Действуем и в сфере производства продукции растениеводства. По поручению губернатора при министерстве сельского хозяйства региона создана рабочая группа, которая должна подготовить предложения для сбалансированности структуры посевных площадей. На основе адаптивно-ландшафтной системы земледелия, которую предоставят ученые СО РАН, будет проведено зонирование всей области, в результате чего появятся предложения по специализации отдельных территорий.

Надеемся, появится четкий ответ на вопрос: что и где лучше сеять? То есть мы должны обеспечить эффективное производство сельскохозяйственных культур на различных территориях с учетом природно-климатических, кадровых и других факторов. Туда и направлять средства государственной поддержки.

Уже пересмотрена техническая политика в области. Учитывая технологические особенности, ставка сделана на приобретение энергонасыщенной, а значит, высокопроизводительной техники.