Чтобы не путать мандаты с бизнесом
Отныне депутатам и чиновникам всех уровней не рекомендуется страдать... конфликтом интересов
На минувшей неделе депутатам Законодательного собрания Новосибирской области пришлось вносить изменения в целый ряд местных законов по требованию прокуратуры. Среди ряда поправок самая резонансная связана с таким явлением, как конфликт интересов.
На заседании комитета Заксобрания по госполитике, законодательству и местному самоуправлению этот вопрос не вызвал особой реакции, видимо, по одной простой причине: сопротивляться тренду, обозначенному целым комплексом мер коррупционного противодействия в последнее время, бессмысленно. Тем более что этот тренд — ответ на запрос общественности.
О национализации элит
Напомним, 28 октября Совет Федерации РФ одобрил закон, который получил неофициальное название «О национализации элит». Отныне обязанность депутатов всех уровней, включая муниципальный, — декларирование доходов, расходов и имущества, информирование о наличии конфликта интересов и ликвидация активов за рубежом.
Этот комплекс запретов коснулся и наших местных законов о правовом статусе лиц, замещающих государственные должности, о статусе депутата Законодательного собрания, об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Новосибирской области.
Депутатам на предстоящей сессии придется внести соответствующие поправки. В том числе о так называемом конфликте интересов. Теперь о возникновении этого «фантома» необходимо сообщать комиссиям, которые действуют во всех органах власти и занимаются вопросами противодействия коррупции.
До сих пор правоведы в какой-то мере считали конфликт интересов именно «фантомом» по причине того, что данное явление зафиксировать порой сложно. В большинстве стран, в том числе и в России, эту категорию нарушения считают неоднозначной. Нет четкого механизма предотвращения и урегулирования подобного конфликта. Границы между частными, государственными и общественными интересами размыты и тяжело поддаются внутреннему и внешнему контролю.
Теперь каждый, кого касается этот закон, должен быть настороже в эпизодах деловой жизни, при решениях, которые потенциально способствуют возникновению личной заинтересованности или могут привести к конфликту интересов. В таких случаях чиновник должен сам принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
Угрозы для нарушителей
Конечно, возникает резонный вопрос: не повторит ли этот закон судьбу декларирования, которое долгое время вменялось в обязанность и которым сплошь и рядом манкировали, не боясь последствий. И только теперь, когда в цепочке «не предоставил декларацию — об этом стало известно» появилось звено — «лишаешься должности или мандата», закон начали воспринимать всерьез.
Предусмотрено ли при данных поправках столь же жесткое последствие для нарушителей?
— Если лицо надлежащим образом не заявляет о конфликте интересов и не принимает мер к его урегулированию, наступают строгие формы ответственности вплоть до увольнения, — пояснила обозревателю «Советской Сибири» старший помощник прокурора области по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами власти Елена Зерняева.
За большую открытость власти
Вот уже в течение трех лет законодатели последовательно реализуют президентские антикоррупционные инициативы в отношении чиновников и парламентариев: сначала обязательное декларирование доходов, расходов и имущественных обязательств, затем запрет на владение иностранными активами, а теперь и конфликт интересов. После того как стало ясно, что добровольное следование этим запретам не привело к ожидаемому результату, были приняты жесткие нормы ответственности за отказ от подачи декларации о доходах. Это требование касается и членов семей. Если к 1 апреля декларация не подана, полномочия прекращаются. Теперь все нормы «национализации элит» распространяются не только на глав городских округов и муниципальных районов, но и на руководителей поселковых администраций, депутатов всех уровней, вплоть до сельских поселений.
Все эти положения добавлены для того, чтобы предотвратить возможное сращивание бизнеса с властью, а это в последнее время не редкость и на уровне какого-нибудь пригородного села.
По мнению экспертов, около тысячи депутатов из различных партий рискуют сдать свои мандаты в связи с новыми антикоррупционными мерами. Перед ними станет выбор: либо бизнес, либо кресло и мандат.
КОММЕНТАРИИ
Елена ЗЕРНЯЕВА, старший помощник прокурора области по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами власти:
— 17 октября вступил в силу Федеральный закон, обязывающий лиц, замещающих государственные должности Новосибирской области, сообщать о какой-либо личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов. В связи с этим поправки вносятся в ряд региональных законов: «О правовом статусе лиц, замещающих государственные должности Новосибирской области», «О статусе депутата Законодательного собрания Новосибирской области» и «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Новосибирской области». Таким образом, изменения коснутся уже упомянутых лиц, депутатов Законодательного собрания, штатных членов областной избирательной комиссии с правом решающего голоса и других избирательных комиссий, действующих на постоянной основе.
Андрей ПАНФЁРОВ, первый заместитель председателя Законодательного собрания Новосибирской области:
— Речь идет о том, чтобы качество работы власти постоянно повышалось. И тут ужесточение антикоррупционных требований — самый очевидный регулятор. Новыми инициативами введены критерии, которые обеспечивают большую открытость власти и целый ряд специальных норм. Начиная с 2012 года президентские антикоррупционные инициативы в отношении чиновников и парламентариев развивались с введения обязательного декларирования доходов, расходов и имущественных обязательств. Тогда оно было распространено на членов Государственной думы, Совета Федерации, большинство госслужащих, а также депутатов в региональных законодательных собраниях. На следующем этапе был законодательно закреплен запрет на владение иностранными активами. Отныне вводится ответственность за неисполнение норм по повышению открытости работы региональных и местных представительных органов власти. Все данные поправки в законы были разработаны и приняты Государственной думой по инициативе «Единой России».
Игорь ГРИШУНИН, председатель комитета Законодательного собрания Новосибирской области по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения:
— Об этой норме по конфликту интересов я начал говорить еще в 2007 году, и очень рад, что сейчас мы этот закон принимаем и начнем воплощать его в жизнь. К сожалению, мы уже реально имеем примеры конфликта интересов даже в жизни сел. Вот сейчас идут процедуры выборов на сельских территориях, и наблюдаемые там спорные ситуации могли бы не возникнуть, если б уже действовали законы, в которые мы вносим поправки. В ближайшее время придется провести разъяснительную работу с депутатским корпусом. Ведь когда федеральные нормы по декларированию были приняты, ряд членов Совета Федерации, депутатов Госдумы сложили мандаты и выбрали другую работу.
СПРАВКА
Из документа, принятого организацией экономического сотрудничества и развития.
Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность мешает чиновникам или парламентариям быть беспристрастными. А значит, они не могут надлежащим образом исполнять свои обязанности. В свою очередь под личной заинтересованностью понимается «возможность получения доходов в виде денег, иного имущества» и т. п. То же касается случаев, если деньги и иные преимущества получают лица, состоящие с госчиновником в близком родстве или свойстве. Это же касается и граждан, и организаций, с которыми чиновники или парламентарии связаны имущественными или иными отношениями.