USD 98.0126 EUR 102.4041
 

Тамерлан НУГЗАРОВ: «Мои быстрые кони»

Фото Аркадия УВАРОВА
Фото Аркадия УВАРОВА

В Новосибирский цирк со своим конным балетом приехал один из лучших джигитов отечественного и мирового цирка, обладатель Государственной премии (а таковых всего 4 (!) в России) и множества других наград Тамерлан НУГЗАРОВ.

Корреспондент ИД «Советская Сибирь» не упустила шанса пробраться за кулисы и пообщалась со знаменитым артистом лично. Он, как настоящий кавказский мужчина, с первых же слов предложил поговорить о... любви:  «Я люблю все российские города, но Новосибирск для меня уже почти родное место. Работаю здесь, наверное, уже в пятый раз» — с таких приятных откровений мы начали наш вечерний, хоть и короткий, почти на бегу, разговор. 

 Лошадь должна мчаться

 — Тамерлан, вы один из самых титулованных цирковых артистов нашей страны. За что получили Государственную премию?

— Премию эту я получил за конный номер «Горская легенда», который создал много лет назад с помощью легендарного Махмуда Эсамбаева. С этой программой моя труппа побывала в 25 странах мира, мы выступали на самых престижных площадках: «Радио-сити-мюзик-холл», «Мэдисон-сквер-гарден», в театре «Каре» в Амстердаме и других. В Детройте, США, каждое представление «Горской легенды» собирало в течение семи дней по 25 тысяч, а в Винер Штадт-халле (Австрия) и Дойчланд-халле (Германия) — по 15 тысяч зрителей.

— С этой же программой вы приехали сегодня в Новосибирск?

— «Горская легенда» идет во втором отделении. На мой взгляд, очень актуальный на сегодня номер. Что в Европе творится, на Украине, обстановка, сами знаете, напряженная. А мы рассказываем о том, как оставаться людьми и на поле брани найти мир.  На Кавказе есть обычай: если идет битва и женщина бросает платок, все тут же оставляют свое оружие. И вокруг этого сюжета 40 минут у нас — скачки, танцы, бои, красивые девушки и красивые мужчины, джигиты. 90% моих ребят в этом номере — это кавказцы, темпераментные и энергичные люди. Лошади у нас тоже достойные. Вообще не люблю хвалиться, но скажу, что мои скакуны действительно летят очень быстро. Это нужно нам, это нужно зрителю.

Первая часть программы — другое, но не менее интересное. Есть у нас и канатоходцы, знаменитые Волжанские, и потрясающий воздушный номер на кольцах и ремнях в исполнении Анатолия Курова, мастера международного класса. Присутствуют в программе и клоуны, без них, как вы знаете, цирка не бывает. Есть и достойные номера с участием животных, собак и, конечно же, лошадей. Кстати сказать, в составе нашей команды работает ваш земляк, новосибирец Аркадий Безматерных. Удивительно спокойный человек, он дрессирует бурых и гималайских медведей.

— Как я понимаю, лошади — это ведь не случайно? Могли бы представить себя в другой программе, с другими животными, в иной профессии?

— Лошади — это вся моя жизнь. Все началось с деда —  царского офицера, это он привил мне любовь к этим животным. Потом, когда мама вышла замуж за циркового наездника Казбека Нугзарова,  я продолжил мое знакомство с лошадьми. Работал у отчима конюхом, а с 1958 года стал сам выходить на арену.

— Сложно представить, сколько заботы требуют ваши подопечные...

— Человек всегда находит время на то, что он действительно любит. Как мы смотрим за лошадьми, так бы все люди на планете смотрели за людьми. Не было бы у нас ни стариков одиноких, ни бродяг. Мы их кормим, чистим, разговариваем с ними. Когда ехать куда-то, добро пожаловать, специальная коневозка с мягкими боками, чтобы, не дай бог, животное не поранилось в пути. Если самолет — то тоже чтобы было все с удобствами.

там2222.jpg


Не бывает плохих жанров

— Любая лошадь может стать звездой, если попадет в руки к профессионалу?

—  Конечно, нет, как и люди бывают талантливые и бездарные, так и лошади. Это все гены и характер. Надо, чтобы конь добрый был, но с огоньком и трудолюбивый. Впрочем, при подготовке конного номера трудиться приходится всегда и животным, и артистам. Некоторым кажется: что такого — бегает лошадка и бегает. Ничего подобного. Сколько им слов сказать надо, сколько вытерпеть. Чтобы десятиминутный номер показать, надо каждый день работать и работать. Животные же все чувствуют, порою лучше людей, и голос ваш понимают, и слышат ваши шаги.

— На какой номер из собственной программы вы бы пошли сейчас, если бы были не знаменитым артистом, а обычным человеком с улицы?

— Сложно сказать. В любом жанре должен быть артист, не просто голый номер — вот в чем заключается красота. И собачий номер можно сделать так, что он будет лучше номера со слонами.  На мой взгляд, нет плохих жанров, есть плохие артисты. Вот вы сидите, у вас глаза улыбаются, и поэтому с вами приятно разговаривать, а можно просто сидеть и технично вести опрос, записывать. Как все было? Долго рассказывать, скажу одно. Мне в жизни повезло, много ездил, много видел. Приятно осознавать, что все еще русская цирковая школа у нас — самая сильная, и это признают во всем мире. Цирк Дю Солей — вы не представляете, сколько там русских!

— Вы и ваша жена — потомственные артисты цирка. Это правда, что и ваш сын Тамерлан в седле с младенческих лет?

—  Да, это правда, мы посадили его в седло в возрасте шести месяцев. В два года наш Тамерлан уже скакал галопом, а в одиннадцать получил приз на детском цирковом конкурсе в Вероне. В общем-то, это неудивительно, ведь он унаследовал наши гены. Скажу одну вещь: по материнской линии Тамерлан является представителем пятого поколения цирковой династии, наверное, это многого стоит. 

Зрительский темперамент

— Зрители в разных странах по-разному реагируют на ваших коней и джигитов?

— Много разных наблюдений на эту тему. В Америке, помню, люди всегда были поглощены представлением, шумели, радовались, но при этом отвлекались, вскакивали с мест, когда слышали звуки своего национального гимна. Я был впечатлен и по-хорошему позавидовал, что у них есть такое отношение к символу страны, такое уважение к себе. В этом плане мы, конечно, должны у них поучиться.

В Японии зрители не так порывисты, они все в себе держат, но цирк любят. На представления ходят массово, народу там всегда набивается полные залы, это очень приятно. У каждой страны, у каждого зрителя — свой темперамент, тут можно разговаривать бесконечно. 

— Вы образец мужественности в глазах любой нормальной женщины, поэтому не можем не задать такой вопрос. Какое, на ваш взгляд, самое главное качество в представительнице прекрасного пола?

— Самое главное качество? В  одном слове и не скажешь. Она должна быть женщиной внутри и снаружи, должна быть терпеливой. Когда это есть, когда женщина понимает, что она хранительница домашнего очага, тогда семья есть и она крепка. А когда просто чувства, без вот этой духовной основы, только «я хочу, дай мне» и ничего больше — это все чепуха. Женщина должна излучать любовь. В этом ее предназначение. Даже когда ложку подает, она должна вся сиять внутренним светом, чтобы рядом с ней хотелось быть. Когда этого нет, начинается отдаление от семьи и разные неприятные проблемы.

Я могу сказать, что с моей женой Светланой Авдеевой мне очень повезло. Она терпеливая, умная женщина, два высших образования, а главное, никогда у нет такого нет, чтобы опередить и поругаться.

А мужчина каким должен быть, скажем и о них, раз уж взяли такую тему, он должен пахать от зари до зари. Тогда в нем будет меньше дури и много толку.

там3333.jpg

— У вас есть еще какая-то нереализованная мечта?

—  Наверное, нет. Вообще скажу вам, я на свою судьбу не имею права обижаться, я получил все, к чему стремился, чего я хотел. Может быть, если бы на каких-то этапах я не пережил так много трудностей, я бы не получил то, что имею. У меня множество наград и званий, я видел мир, у меня прекрасный сын, который продолжает мое дело. Любой отец может только мечтать об этом.

Наталья НАШТАЛОВА