USD 108.0104 EUR 113.0947
 

Демкоалиция вряд ли дотянет до следующего года

Фото Аркадия УВАРОВА
Фото Аркадия УВАРОВА

Несистемная либеральная оппозиция не смогла зарегистрировать ни одного списка в четырех регионах, сообщает kp.ru

С 15 августа в стране стартует самый насыщенный этап на региональных выборах — агитационный. Однако некоторые партии оконфузились уже на этапе выдвижения списков.

В частности, Демкоалиция во главе с партией ПАРНАС продемонстрировала острый кадровый голод и близкую к нулю поддержку в регионах. С таким грузом участие либерал-демократов на выборах 2016 года выглядело бы крайне странно, отмечают эксперты.

В минувшую субботу списку ПАРНАСа было отказано в Костромской области (348 недействительных подписей), раньше решение по Новосибирской области огласил Центризбирком (466 фальшивых автографов). Отказ получен и в Магадане, а в Калужской области Демкоалиция признала недействительными 2500 из собранных 6300 подписей и решила не идти на выборы.

«Процент подписей зависит от квалификации избирательного штаба. Самый большой брак допускают неопытные сборщики, — рассказывает новосибирский политтехнолог Сергей Козлов. — Поэтому тотальный контроль сбора подписей должны вести начальник штаба и бригадиры, а квалифицированные юристы скрупулезно проверять каждую».

В итоге интернет оказался переполнен жалобами сборщиков на отказы выдать заключенные договоры и заработанные деньги, некоторые жалобы на подкупы избирателей и вовсе закончились делами, возбужденными Следственным комитетом. Были и откровенные провокации. Так, в Калуге Демкоалиция объявила о собранных 2 тыс. подписей, не имея при этом актива сборщиков. А в Костроме активист Андрей Пивоваров попытался уговорить полицейского продать ему базы данных ФМС. Пытаясь заставить избирком зарегистрировать список ПАРНАСа, кандидаты и члены штаба в Новосибирске во главе со своим руководителем Леонидом Волковым пошли на голодовку.

«Подобными поступками за время праймериз и подписной кампании Демкоалиция привлекла к себе внимание, повысила узнаваемость, но уж точно не улучшила собственный имидж», — говорит политолог из Новосибирска Алексей Осипов.

Еще на старте праймериз с объединением отказался сотрудничать ряд региональных политиков, оскорбленных тактикой москвичей и затиранием местных активистов. Противостояние вылилось в раскол региональных отделений, а в Калуге — в уход правозащитницы и руководителя местного отделения ПАРНАСа Татьяны Котляр в другую партию. Провальными оказались праймериз — голосовать за выдвинутых москвичей пришли всего чуть больше тысячи человек в миллионном Новосибирске и по нескольку сотен в Калуге и Костроме. К нулю стремилась попытка сформировать программы в регионах (ни региональной специфики, ни реальных проблем граждан столичные активисты не знали). Пародийными стали и списки - процент москвичей и местных кандидатов составил примерно 5:1, говорят аналитики.

«Ни идей, ни механизмов, ни конкретики, ни внятной программы - ничего дельного кандидаты из Москвы не предложили. Так что людей они не заинтересовали», — подчеркивает костромской политолог Григорий Волков.
Еще один эксперт из Костромы, политолог Николай Рассадин заметил, что «Демкоалиция вряд ли вообще дотянет до следующего года».
«Велика вероятность распада. Объединение ситуативно, и у его активистов слишком разные интересы», — констатирует он.

Директор по исследованиям фонда ИСЭПИ Александр Пожалов отмечает, что в этом году ресурсов оппозиции не хватило «даже на четыре небольших региона, притом что мобилизованы были все, кто готов был за ней пойти». В будущем же году, помимо выборов в 38 регионах, пройдут выборы в Госдуму, «на которые московская оппозиция явно нацелена». «Но то, что мы увидели, переводит в разряд «странных» все дальнейшие электоральные амбиции как ПАРНАСа, так и Демкоалиции, — говорит он. — Без полноценно работающих региональных отделений, идеологии, программ, без умения работать с реальными, а не виртуальными избирателями все электоральные шансы оппозиции стремятся к нулю».