От танка до прилавка
Обвалом цен на закупаемое у сельхозтоваропроизводителей молоко ознаменовались два летних месяца 2015 года. Что происходит и как это отразится на отрасли?
Кто днем и ночью бьется над тем, чтобы с ферм, с сезонных доильных площадок молока поступало как можно больше, тот всерьез обеспокоен складывающейся ситуацией. В то время как сокращаются объемы расчетов с поставщиками молока, цена молочной продукции на торговых прилавках неуклонно растет.
Какими потерями может обернуться такой расклад? Сокращением дойного стада в хозяйствах и как следствие резким уменьшением производства молока, которое и без того перманентно происходит. По данным на 29 июля, количество коров в сельхозпредприятиях региона сократилось на 2 608 голов в сравнении с соответствующим периодом прошлого года.
Секвестр, да и только
С начала 2015 года моторное топливо подорожало на 20 процентов, запасные части — в два раза, выросли цены на электроэнергию. Все это тяжелым бременем свалилось на сельскую экономику. А тут еще секвестр закупочных цен на сырое молоко…
Председатель совета Новосибирской областной общественной организации «Ассоциация руководителей сельскохозяйственных предприятий» генеральный директор ООО «Соколово» Колыванского района Анатолий Степанов заявил на радио «Слово», что все организации, которые работают вокруг сельского хозяйства, — это по сути монополисты, и они никогда не отступят назад. Все диктует торговля, отметил Анатолий Антонович. Она-то и загоняет в угол не только производителей, но в определенной мере и перерабатывающие предприятия.
Как развиваться сельхозпроизводителям, если из их танков-охладителей молоко выкачивается в среднем по 17 рублей за килограмм, а на прилавках покупатель видит ценовой ярлык в 50, а то и 60 рублей за литр?!
— Кто ж будет приветствовать такой подход? — рассуждает директор управления сельского хозяйства Купинского района Алексей Воличенко. — Все идет к тому, что себестоимость производства молока к концу текущего года заметно возрастет. В Купино действует молочно-консервный комбинат, но с такими расчетами за молоко, какие есть сегодня, половина хозяйств уже ушла от сотрудничества с ним. Возят сырье в Новосибирск на «Сибирское молоко», на завод в Утянку Доволенского района. Там тоже теперь не медом мазано, но на рубль — полтора дают больше.
Разница очевидна
Те, кто сдавал продукцию ферм на Купинский молкомбинат, в прошлом году получали по 18 рублей за каждый килограмм молока, а сейчас имеют только 15,5 рубля. Хотелось бы услышать комментарий руководителя перерабатывающего предприятия, но Ирина Рыжих отказалась от общения, сославшись на уважительную причину. Правда, пообещала, что свою точку зрения выскажет, как только представится такая возможность.
Переработчики попросту ушли в глухую оборону. В Интернете зачастую выставлены несуществующие номера телефонов. А если и выходят специалисты на связь, то желания разговаривать не проявляют. Мол, в отпуске, больны, прямо здесь и сейчас за рулем и т. д. и т. п. Сговор? Не нам судить. Хорошо, если бы на этот вопрос ответили компетентные органы, например Федеральная антимонопольная служба.
Как, скажем, пояснять ситуацию компании «МолСиб», которая, с одной стороны, сама является производителем молока — развивает хозяйство «Раздольное» в Коченёвском районе, с другой стороны, имеет солидные поступления от сотрудничества с предприятиями Баганского района? Неудивительно, что, начав общаться с газетчиком, руководитель управления производства и реализации сельскохозяйственной продукции фирмы «МолСиб» Владимир Тагаков предпочел затем все-таки отмолчаться.
А вот в интернет-сети люди высказываются, и очень даже гневно, особенно по отношению к торговле: «Где это видано, чтобы деньги сами в руки плыли, а от них отказывались? Пусть лучше молоко скиснет на прилавке. Барыгами они были — барыгами и остались. Все нацелено не на привлечение потребителей, а на набивание своего кармана: пусть будут три покупателя по тысяче, чем тысяча по рублю…»
Отнюдь не сезонность
Тяжкие времена настали для производителей Татарского района, располагающего вторым по величине дойным стадом в области — 8 320 голов.
— Какая ситуация с ценами на закупаемое молоко? — переспрашивает исполняющий обязанности начальника управления сельского хозяйства этой муниципальной территории Александр Хоботов. — Да безобразная ситуация! Восемьдесят процентов сырья наши хозяйства отгружают на переработку в Омскую область, но счастья и там искать не приходится. Что перерабатывающие предприятия местного региона, что омичи — все одинаково срезали цены закупки молока. Зимой платили 20 рублей за килограмм, теперь — 14 — 15. Связать это с сезонным изменением закупочных цен невозможно. Аномальное снижение — только в этом году.
Год стабильности
Руководством Национального союза производителей молока «Союзмолоко» выдвигались возможные пути консолидации действий поставщиков сырья и переработчиков. В частности, высказывалась мысль о борьбе с фальсификатом, контрабандой, реэкспортом через страны СНГ, увеличении субсидий, установлении квот на ввоз пальмового масла. Называлась и практика заключения долгосрочных контрактов между переработчиками и производителями.
Именно годовые контракты с группой компаний DANON в России позволяют поддерживать относительно стабильные отношения с переработчиками, считает региональный директор ООО «Сибирская нива» Маслянинского района Сергей Ляхов:
— Зимой мы получали от переработчиков 28,5 рубля за килограмм закупаемого у нас молока, теперь — 24 рубля. Это, как видите, не суперпиковая сумма, но и не минимальная. Как трейдеры мы немного проигрываем, но выигрываем за счет стабильности. Нам очень выгоден годовой контракт. Расчеты с нами своевременные. Нам даже предоставили заем в 100 миллионов рублей, который понемногу возвращаем — в зачет идет сдаваемое молоко. Осталось вернуть 25 миллионов, в сентябре рассчитаемся полностью. Мы прекрасно понимаем, что хорошей выручки от молока можно достичь, лишь наладив собственную переработку, причем мощную — на 150 — 200 тонн молока в сутки. Такой завод у нас будет сооружен.
Кто заводик поставит?
В свое время выгоду собственной переработки поняли в племзаводе «Ирмень» Ордынского района, и теперь ирменцы в большом выигрыше. Они не зависят от сторонних переработчиков, потому что условия во многом диктуют себе сами, пропуская через местные современные заводские линии все надоенное в хозяйстве молоко — около 80 тонн в сутки.
По этому же пути пошли в колхозе имени Мичурина Чистоозёрного района, обзаведясь модулем для переработки молока. Объемы выпуска молочной продукции, конечно, не те, что в «Ирмени», но выгода очевидна. Получаемая от переработки молока прибыль, два миллиона рублей в год, что называется, на дороге не валяется, а достается умелым хозяйствованием.
Все так, но где остальным найти инвестиционные средства на собственные мини-заводы по переработке молока? Сделать это нереально, тем более в нынешних условиях финансовых трудностей. Остается два пути. Один — ладить с переработчиками, памятуя, что старый друг лучше новых двух. Вот только бы настоящим другом он все же продолжал оставаться… Ведь есть хозяйства, которым переработчики помогают подготовиться и к посевной, и к уборочной кампаниям. Второй путь — сокращение поголовья коров, уменьшение производства молока. Увы, такого и врагу не пожелаешь.
ФАКТ
В 2014 году поставщик сырого молока ООО «Агро-Трейд» подал жалобу в Управление ФАС на компанию «ЮниМилк» в лице ее петербургского филиала — комбината «Петмол». В заявлении указывалось, что с апреля по июнь комбинат снизил цену закупки молока с 20 до 17,5 рубля за килограмм, одновременно цена производимого им молока жирностью 2,5 процента в торговых сетях Санкт-Петербурга возросла в среднем на 33 процента. Отказаться от переработчика у производителя нет возможности, а потому хозяйство вынуждено работать себе в убыток. Разбирательство длилось долго, после чего антимонопольная служба признала переработчика виновным в нарушении закона о конкуренции и выдала ему предписание об обеспечении конкуренции на рынке сырого молока.
КСТАТИ
Весной 2015 года в России поднимался вопрос об установлении коридора закупочных цен на сырое молоко, однако идея не была реализована. Падение закупочных цен может привести к подрыву экономической стабильности животноводства, твердили в Минсельхозе страны. Однако специалисты ФАС решили, что коридор закупочных цен может ограничить конкуренцию на молочном рынке.