Рычаг управления или повод для отставки?
Управленческие решения муниципальной власти подвергнут экспертизе, чтобы оценить их эффективность
Постановление о создании комиссии по оценке эффективности муниципальной власти, размещенное на сайте правительства Новосибирской области, стало резонансным, после того как появились первые комментарии в прессе.
Сводились они к предположениям, что экспертная оценка послужит основанием для отстранения от должности мэров и глав районов. Повод для такой трактовки документа есть: в нем говорится, что при выявлении обоснованных причин низких результатов оценки экспертная комиссия может рекомендовать губернатору и депутатам представительного органа выступить с инициативой об отставке руководителя органа местного самоуправления.
Мысли о «коллективной дубинке»
И все же мысли о «коллективной дубинке» для «плохишей» системы управления не зря получили развитие в общественном сознании. Что за этим? Неудовлетворенность деятельностью власти? Информационные поводы предвыборного периода? Последние законодательные новеллы, например, отмена прямых выборов муниципальных глав?
Наверное, всего понемногу. Но самое удивительное в том, что создание комиссии даже в предвыборном контексте менее всего тянет на сенсацию.
Если отмотать время назад, в совсем недавнюю историю «оценок», выяснится: в этом году эксперты уже работали над процентами удовлетворенности властью.
А вообще, возникновение конкретного вопроса отсылает нас к постановлению Правительства РФ от 17.12.2012 № 1317 «О мерах по реализации указа Президента Российской Федерации от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и подпункту «и» пункта 2 указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».
— Оптимизация управления, в том числе в правительстве области, — это не какая-то кампания, — заметил на встрече с журналистами губернатор Владимир Городецкий. — Это постоянная работа.
Оптимизация, по его словам, не обязательно сокращение кадров. Глава региона привел пример областного министерства сельского хозяйства, которое разрабатывает планы по развертыванию переработки продукции местного производства. В связи с этим выяснилось, что в ведомстве нет ни специалистов нужного профиля, ни соответствующего подразделения.
Так что над пунктами и подпунктами работа ведется не один год.
Чтобы было больше доверия
Вернемся к оценкам местной власти, которую жители Новосибирской области уже не раз давали в бытность действующего губернатора.
Оценка эффективности власти базировалась на показателях качества услуг разных сфер, в том числе транспорта, ЖКХ, дорожной инфраструктуры. Проведенный интернет-опрос на сайте правительства области затем анализировали социологи, в том числе и те, что вошли в недавно созданную оценочную комиссию. Мониторинг зафиксировал мнение нескольких тысяч жителей региона.
Данные показали, что уровень деятельности органов местного самоуправления получил зачет — чуть выше среднего. «В целом отрицательных тенденций в удовлетворенности населения Новосибирской области результатами деятельности органов власти не выявлено», — отмечается в исследовании.
Плюс-минус факты
На этот раз в постановлении цифра есть: «В отношении деятельности руководителей органов местного самоуправления и руководителей организаций, имеющей значения критериев оценки ниже пороговых либо их снижение более чем на 30 процентов, экспертной комиссией может проводиться дополнительное исследование результативности управления». И тут скорее всего станет влиятельным фактор «плюс-минус факты».
Но оставим эти расчеты специалистам, отдадим должное нашему гражданскому сознанию. А оно, похоже, просыпается и реагирует вполне адекватно, в том числе и на документы, позволяющие участвовать в прямом диалоге с властью.
Социальный драйв принятого постановления в том, что люди воспринимают такие документы как сигнал к общественной активности, начинают искать ответы на «проклятый вопрос»: власть для меня или я для власти?
Так, на зуб журналистов попал новый пешеходный переход, который должен появиться вблизи Барабинской центральной районной больницы. Муниципальный заказ на установку соответствующих знаков, металлического ограждения вдоль проезжей части в местной администрации оценили в 851 тысячу рублей. А вот в других городах такого же типа стоимость подобных пешеходных переходов в разы ниже: например, 89,8 тысячи и 216,5 тысячи рублей соответственно в муниципальных образованиях Челябинской и Липецкой областей.
Впрочем внимание к себе Барабинск притягивает с незавидным постоянством. Местные жители проводят пикеты с требованием ввести в городе чрезвычайное положение из-за проблем с водой: из-за этого закрывались детские сады, не могли работать лаборатории поликлиники. Оказалось, что скважины вышли из строя и об их реанимации вовремя не позаботились.
Общероссийский народный фронт (ОНФ) нашел здесь и нарушения в реализации программы переселения из ветхого и аварийного жилья. Новоселы жаловались на то, что в квартирах холодно, сыро, а мелкие недоделки превращаются в крупные проблемы.
Эксперт новосибирского регионального отделения ОНФ, руководитель Центра общественного контроля в сфере ЖКХ по Новосибирской области Сергей Аверьяскин возмущался браком строителей: они даже батареи установили вверх ногами!
На эти «частности» частной жизни нанизывается известие, что барабинские чиновники — единственные в области —отказались следовать призыву депутатов Госдумы и всех уровней исполнительной власти снижать себе зарплату.
Последнее известие из Барабинска вообще выводит его власть из законодательного поля: местные депутаты отказались внести изменения в устав района в связи с принятыми поправками о непрямых выборах в муниципальных образованиях.
Чтобы была понятна соподчиненность, напомним читателям о порядке исполнения законов, действующих на территории России. Принимается какой-то федеральный закон, и региональные юристы оценивают его на предмет соответствия местным документам. Если есть противоречия, депутаты региона вносят соответствующие поправки. Такой же порядок действует на всех уровнях власти.
На этот раз исключениием стал Барабинск. Чем это может закончиться? Для жителей однозначно ясно: если все внимание будет сосредоточено на том, кому и сколько «вешать власти», то до скважин и подготовке к зиме дело не дойдет. Либо депутатский корпус райсовета стоит на своем и по протесту прокурора будет распущен, либо снова возникнут дискуссии на остроумную тему: стоит ли соблюдать законы, если они не нравятся?
Как жители оценят?
При всей недостаточности употребления власти комиссия, созданная правительством области, не собирается принимать решения только по эпизодическим впечатлениям. Решающее слово, как и было ранее при подобном анализе, остается за местными жителями. Их опрос становится актуальным инструментом для оценок специалистов.
— То, как органы местного самоуправления выполняют свои функции, имеет прямое отношение к уровню жизни, к самочувствию населения, — убежден член экспертной комиссии, председатель комитета Законодательного собрания Новосибирской области по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению Юрий Шпаков. — Поэтому важно знать, как жители оценивают деятельность людей, которым доверено руководство органами местного самоуправления. Безусловно, важно общаться с населением — встречаться с жителями, выслушивать их мнение. Но надо еще и учитывать реальные возможности, которые есть у руководства района, города в данной экономической, бюджетной ситуации. В сегодняшних обстоятельствах местной власти приходится делать осознанный выбор — определять приоритеты в решении проблем, — подчеркнул законодатель.
Губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий, отвечая на вопросы журналистов, пояснил, что цели, поставленные перед комиссией, все-таки позитивные — повышение эффективности решений, принятых руководством муниципалитетов.
И даже при условии, что пороговые значения в оценке деятельности руководства окажутся слишком низкими, комиссия проведет дополнительное исследование результативности управления на данной территории.
Таким образом, отставка — это крайняя мера на тот случай, когда все другие не оказали ожидаемого воздействия.
Дословно
Владимир ГОРОДЕЦКИЙ, губернатор Новосибирской области:
— Я слышал комментарии: комиссию придумали, чтобы кого-нибудь отстранить от должности. Не это главные целевые задачи. Комиссия создана для анализа ситуации, для повышения эффективности системы управления в целом. Предложения делаются для оптимизации структуры управления. Называть какие-то критерии и параметры рано. Ведется аналитическая работа компетентной комиссии, в которой заняты специалисты, знающие систему управления и целевые показатели, которые необходимо достигать в социально-экономическом развитии области. В связи с этим вырисовывается оценка эффективных или не совсем эффективных решений.
Кстати
Экспертная комиссия, кроме анализа эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления, будет оценивать эффективность унитарных предприятий и учреждений, акционерных обществ, контрольные пакеты акций которых находятся в муниципальной собственности или собственности региона.
Комиссию возглавляет Владимир Городецкий. В нее вошли также первый заместитель председателя правительства Новосибирской области Владимир Знатков, заместитель председателя правительства — министр экономического развития Ольга Молчанова, ректор Нового сибирского института Надежда Вавилина, доцент кафедры менеджмента Сибирского института управления Дмитрий Филиппов, депутаты Заксобрания Ашот Рафаелян (фракция КПРФ), Сергей Субботин («Единая Россия»), Юрий Шпаков («Единая Россия»).