USD 105.0604 EUR 110.4943
 

Влиять на избранных во власть

Подготовила Валентина МАЛЬЦЕВА

Тринадцатого сентября — единый день голосования

В единый день голосования 13 сентября на территории Новосибирской области пройдут 476 избирательных кампаний. В этот день кандидаты в разные уровни представительной власти (от Заксобрания до сельсоветов) поборются за 5 159 мандатов.

Подготовкой и проведением этого процесса будут заниматься более 2,5 тысячи избирательных комиссий. Отдать свои голоса за кандидатов смогут более 2,1 миллиона избирателей, которые значатся в списках. Комментируя объем предстоящей работы, председатель избирательной комиссии Новосибирской области Юрий Петухов особо подчеркнул:

— Главная задача — обеспечить законность ведения кампании, создать все необходимые условия для региональных отделений политических партий, для иных участников избирательного процесса. К важной части работы можно отнести и информирование граждан. Наша задача — сообщить избирателям о дате и времени голосования, о кандидатах. Для этой цели используются все способы информирования, в том числе и социальные сети. Есть два сайта: один на портале ГАС «Выборы», второй — информационный. В «ВКонтакте» у нас есть группа, в ближайшем будущем планируем расширять свое присутствие в других социальных сетях.

Послужит росту осведомленности избирателей и прошедшее в этом году в Новосибирской области народное голосование, ставшее своеобразным тренингом для его инициаторов — 24 общественных организаций и девяти политических партий.

Избиратели также должны быть готовы к еще одному важному изменению — после внесения поправки в областное законодательство о местном самоуправлении число избирательных кампаний, запланированных в области на 13 сентября, значительно сократилось. До этого речь шла о проведении 804 кампаний. Теперь, когда отменены прямые выборы глав большинства муниципалитетов, в плане 476 кампаний.

Что касается отмены прямых выборов, стоит обратить внимание на 131-ФЗ. Он предусматривает несколько моделей местного самоуправления (МСУ). Эти различные модели управления на уровне местного самоуправления предлагает федеральный законодатель, а региональный законодатель определяет, какие из них использовать на территории субъекта.

У нас в области разные модели практикуются уже давно. Так, Маслянинский район живет и работает по модели, когда глава района — председатель районного совета, а глава местной администрации — сити-менеджер по контракту. В Барабинске система власти выстроена по тому же способу. В Карасуке нет администрации города, соответственно нет главы города, эта функция передана администрации и главе Карасукского района.

Принципы, на которых строится государственная и муниципальная власть, абсолютно разные. На федеральном и региональном уровнях она строится на основании десятой статьи Конституции, в которой закреплен принцип разделения властей. Если мы посмотрим на МСУ, где власть должна быть наиболее приближена к людям, то здесь действует другой принцип — подотчетности и подконтрольности главы администрации населению и представительному органу.

Новая модель усиливает взаимную ответственность главы района и депутатов перед населением. Когда глава муниципального района формирует конкурсную комиссию из своих представителей, в которой участвуют и депутаты поселенческого уровня, и они же избирают главу муниципального образования, то глава района берет на себя в том числе ответственность за работу этих людей. Точно так же, как и представительный орган власти этого района. В муниципальном районе половину конкурсной комиссии формирует губернатор, другую — представительный орган власти. Здесь уже губернатор берет на себя дополнительную ответственность перед населением за действия главы района.

Новая редакция закона не отменяет выборы, это переход от прямых выборов к косвенным при усилении роли представительных органов МСУ. Для политических партий, кстати, это мотивация к тому, чтобы завоевывать депутатские мандаты, поскольку «ценность» депутатов возрастает. Они будут не только бюджет утверждать, но и избирать главу.

Что касается избирателей, то для них самое важное, чтобы власть была эффективной и чтобы были механизмы влияния на избранных во власть.

ДОСЛОВНО
Александр ТИТКОВ, заместитель губернатора — руководитель администрации губернатора и правительства Новосибирской области:
— Наша задача — создать условия для открытой и конкурентной избирательной кампании. Только эти принципы могут позволить сформировать легитимные органы власти.

КCТАТИ
Всего региональных отделений политических партий, зарегистрированных на территории Новосибирской области, — 65, из которых 64 имеют право участвовать в выборах. Кроме того, участвовать могут общественные объединения, в учредительных документах которых это предусмотрено, и профсоюзные организации, уставами которых предусмотрено право на участие в выборах.