USD 105.0604 EUR 110.4943
 

Конституция наказов избирателей

Валентина МАЛЬЦЕВА

Как сделать закон реальным инструментом депутатского контроля на округе?

Пятнадцать лет назад депутаты Законодательного собрания области одними из первых в стране приняли закон о наказах избирателей. На очередную сессию будет предложена новая редакция закона. Она нацелена на то, чтобы увязать предложения граждан со стратегическими и тактическими задачами региона. Эту связь должны обеспечить обновленные механизмы работы с наказами избирателей.

Важность этого документа настолько высока, что его можно назвать конституцией о наказах избирателей.

Финансовая емкость просьбы
Опыт последних лет показал, что избиратели достаточно высоко оценили институт наказов депутатам. Следствием этого стал настоящий бум пожеланий, когда люди готовятся к встрече со своими избранниками, анализируют имеющиеся проблемы, выстраивают очередность их решения и оформляют наказы на весь период депутатских полномочий.

Такой механизм много лет действовал довольно эффективно. Но со временем раскрутка этой системы привела к тому, что разнородные и разномасштабные по финансовой емкости просьбы и обращения стали значительно превышать возможности бюджета. Так, при формировании наказов нынешнего созыва депутаты получили просьб и обращений на 60 миллиардов рублей. В бюджет на пять лет созыва была заложена лишь половина требуемой суммы.

Конечно, некоторые из наказов в силу объективных причин уже и не нуждались в выполнении: отпала необходимость. В качестве примера можно привести опыт члена фракции КПРФ Вадима Агеенко. У него было несколько наказов, касающихся капитального ремонта многоквартирных домов. Но, как известно, в течение действующего пятого созыва регионального парламента был принят федеральный закон, который и возложил обязанности такого ремонта на собственников квартир.

Несоответствие желаемого действительному
Вслед за нашей областью во многих регионах скопировали механизм реализации наказов. А именно: в ходе выборов кандидатам в депутаты высказываются пожелания, которые потом находят отражение в программах, планах социально-экономического развития конкретного муниципального образования и всей области, соответственно учитываются при верстке бюджета.

Этот алгоритм в последнее время стал обнаруживать свое несовершенство. Кроме уже упомянутого несоответствия объема желаемого реальным возможностям, есть еще одна сложность в финансировании выполнения наказов.

— Принципиальным отличием нового законопроекта от существующего является то, что теперь статус наказа депутату Законодательного собрания распространяется на две другие группы наказов: те, что финансируются исключительно из областного бюджета, и те, что реализуются за счет средств областного и местных бюджетов через предоставление муниципалитетам субсидий, — отметил заместитель председателя комитета Заксобрания по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности, член фракции «Единая Россия» Валентин Сичкарёв.

Смена алгоритма
Если ранее речь шла не только о наказах, но и о так называемых обращениях, то новый законопроект акцентирован именно на наказах, выполнение которых будет обеспечиваться благодаря программно-целевому планированию.

На это обратил внимание первый заместитель председателя Законодательного собрания, член фракции «Единая Россия» Сергей Титков:

— Сегодня в бюджете Новосибирской области вы не найдете объектов — стадионов, больниц, детских садов, школ, которые строились, как это было раньше, в том числе и по наказам избирателей. Теперь эти объекты перечислены в государственных и ведомственных целевых программах, где указаны источники финансирования и сроки исполнения. В таком случае их реализация обеспечена бюджетом. Потому целесообразно принять новый закон в преддверии предвыборной кампании, когда формируются наказы избирателей.

Кроме того, закон должен предусмотреть случаи дублирования наказов на территории соответствующего избирательного округа. Одинаковые предложения граждан могут быть обращены в адрес депутатов разных уровней — области, района, сельсовета, соответственно стоит объединить их в один наказ, за реализацию которого отвечают все депутаты данного округа. Такой подход особо уместен в тех случаях, когда выполнение наказов требует объединения усилий всех уровней власти. Это касается в первую очередь крупных проектов — газификации, строительства дорог, мостов. Например, регион отвечает за установку газопроводов высокого давления, местные власти — за проведение коммуникаций на конкретной территории и подключение котельных и домовладений.

Законопроект разделяет понятия наказа и точечного обращения.

— В законе речь идет именно о наказах избирателей. Ранее говорилось и об обращениях, — дополняет лидер фракции ЛДПР в Законодательном собрании Владислав Савельев. — Строительство небольших объектов, разовую целевую поддержку людям можно осуществить и за счет средств депутатских фондов.

Речь идет о таких небольших объектах, как строительство детских площадок, установка освещения, благоустройство остановочных павильонов и прочее. Иногда требуется и разовая помощь для приобретения музыкальных инструментов, спортивного инвентаря или оборудования для школ.

Наверное, трудно рассчитывать на то, что сто процентов пожеланий избирателей будут выполнены в течение одного депутатского срока. И это тоже грозит обернуться проблемой. Например, на очередной срок депутат не избран, а проблемы остались. Кто их будет решать?

Поэтому одно из возможных дополнений в законопроект — наказы кандидату в депутаты, не избранному в Законодательное собрание Новосибирской области, могут быть переданы более удачливому его сопернику для дальнейшей работы на округе.

Еще одна важная поправка касается усиления контроля за исполнением наказов. Теперь это компетенция не только депутатов, но и исполнительных органов власти, а также контрольно-счетной палаты Новосибирской области.

ДОСЛОВНО
Сергей ТИТКОВ, заместитель председателя Законодательного собрания Новосибирской области:
— Выполнен наказ или нет, во многом зависит от позиции депутата. Даже если наказ вошел в областную программу, предстоит еще побегать, чтобы добиться исполнения. Так было, например, с моими наказами о строительстве детсада в Барабинске. К слову сказать, теперь это лучший детсад в области. Так было и с реконструкцией барабинской больницы.

Я избирался депутатом в Верховный Совет, райсовет, теперь вот в Заксобрание, и всегда работа с наказами была главной частью всех забот. Еще до перестройки, чтобы помочь избирателям моего округа, я дошел до Министерства путей сообщения СССР, Минтранса и Госплана СССР, до первого заместителя председателя правительства. Даже если не удается выполнить наказ, я должен проанализировать причины и ответить избирателям, почему так случилось.


Вадим АГЕЕНКО, депутат Законодательного собрания Новосибирской области:
— Мой опыт общения с избирателями не раз убеждал: люди, за редкими исключениями, обращаются не по решению глобальных задач: возведение мостов, школ, больниц… Их чаще волнуют проблемы мелкие, те, что вокруг дома: дерево спилить, освещение возле дома сделать. И при той массе программ, что гарантированно будут финансироваться бюджетом, все же эти мелкие заботы не всегда найдут место в объемных планах. Поэтому нужно еще продумать, каковы механизмы исполнения таких наказов.

На мой взгляд, не до конца доведена и система передачи наказов от одного депутата другому. Допустим, один сложил с себя полномочия, другой может теоретически принять его наказы, но что будет с депутатским фондом? Это нужно продумать перед тем, как принимать закон.


СПРАВКА
Наказы избирателей — одобренные собраниями избирателей и имеющие общественное значение предложения кандидатам в депутаты Заксобрания, направленные на улучшение деятельности органов местного самоуправления, органов государственной власти по вопросам экономического, социального и культурного развития населенного пункта, района, области, обеспечения жизни и деятельности населения.

Фотографии статьи
Избиратели депутата Заксобрания, секретаря Новосибирского регионального отделения партии «Единая Россия» Валерия Ильенко очень довольны: их наказ о строительстве детской площадки выполнен с отличным качеством. Фото пресс-службы Заксобрания НСО