USD 102.3438 EUR 106.5444
 

Кровь для фронта, кровь для Победы

Наталья НАШТАЛОВА

Люди, связавшие жизни с медициной, рассказали об операциях под фашистскими пулями, конспектах без тетрадей и штабелировании бревен вместо физзарядки

Новосибирский центр крови на днях посетили необычные гости — медицинские работники, которые занимались заготовкой крови во времена Великой Отечественной войны и не раз сдавали ее в послевоенные годы. Мы познакомились с ними и узнали, что вдохновляло их на подобные поступки.

«Надеялась, что сбудутся мечты»
Поднимая тему донорства, нельзя не рассказать о нашей землячке Вере Клепиковой. Она сдавала кровь и во время войны, для медиков тогда это было обычное дело, и после. Условия, что уж говорить, были не всегда идеальными. Это сейчас, в мирное время, на пунктах приема крови все стерильно, но тогда важно было помочь человеку любой ценой.

Биографию Веры Васильевны можно читать как книгу, настолько она содержательна. Об этой женщине не раз писали в газетах, в том числе и в «Советской Сибири». Но рассказывать, поверьте, еще есть о чем, да и вспомнить лишний раз чей-то достойный подражания опыт не грех.

В 1936 году Вера стала студенткой первого набора на первый курс медицинского института города Новосибирска и сразу после его окончания в 1941 году ушла на фронт, где оказывала помощь больным и раненым. 235-ю дивизию, куда попала девушка, отправили на Северо-Западный фронт, чтобы ликвидировать Демянский котел. Бои шли кровопролитные.

— Столько раненых не было больше нигде, — вспоминает Вера Васильевна. — По суткам и более мы стояли у операционных столов, еле живые от усталости. Шли операции, а немцы сбрасывали на нас бомбы.

В самые опасные моменты врачи прикрывали пациентов своими телами.

— Накроешь раненого своим телом и дрожишь над ним, — говорит Вера Васильевна. — Самолет улетит — оперируешь дальше.

Вера Клепикова принимала участие в боях на Курской дуге, в составе танкового полка освобождала Белоруссию, Польшу, Кёнигсберг, дошла до Берлина. За оказание медицинской помощи при прорыве обороны столицы Германии ее наградили орденом Красной Звезды.

После демобилизации Вера вместе с мужем Григорием, с которым познакомилась на фронте, вернулась в Новосибирск. В 1947 году у них родилась дочь.

На заслуженный отдых Вера Васильевна ушла в 70 лет. Занимается общественной работой. С 1974 года и по сегодняшний день она председатель совета ветеранов 235-й дивизии, который работает на базе профтехучилища № 32 Дзержинского района.

Есть у Веры Клепиковой и хобби — путешествия. Она объездила 22 страны мира.

— Очень надеялась, что сбудутся мои мечты и я смогу из страны воображения шагнуть на реальные улицы городов и площадей, о которых не раз читала в своих любимых книгах, — вспоминает Вера Васильевна. Ее мечта сбылась.

«Чужая боль — моя боль»
Еще одна наша землячка, которая в годы войны не раз сдавала кровь для военнослужащих, — Александра Шестера, труженица тыла, ветеран труда.
Родилась Александра Артамоновна в Сузунском районе. Родители, простые крестьяне, старались привить дочери стремление к идеалам добра и справедливости, может быть, поэтому, еще будучи юной девушкой, она мечтала о работе врача или педагога.

После окончания десяти классов Александра поступила в Томский государственный университет. Мирной студенческой жизни не получилось — началась война. Девушка работала на лесозаготовках, где вместе с другими студентами пилила и штабелировала бревна. Тяжело было? Нам сегодня сложно это представить. Но, несмотря на все тяготы тех лет, студенческие годы Александра Артамоновна считает самыми лучшими в жизни.

— Мечтала работать в Ботаническом саду, однако после получения диплома приехала в Новосибирск и пять лет работала в школе, — вспоминает наша собеседница. — Затем тяга к педагогике и естественным наукам привела меня в 1964 году в медицинское училище № 1. Там я стала преподавателем биологии, физиологии и генетики.

Особенно, рассказывает женщина, ей нравилось работать с ребятами, приходившими в училище после восьмого класса:

— Совсем еще дети, неопытные, почти все из области, они при первой же неудаче пытались забрать документы...

Сейчас Александра Артамоновна на заслуженном отдыхе, но поддерживает самую тесную связь с колледжем и его ветеранской организацией. Ее интересует все: как проходит учебный процесс, как построена воспитательная работа, как живут ее коллеги — пенсионеры. Отзывчивая на чужую боль, она посещает больных и одиноких.

Между строчками в книгах
Владлен Липин — единственный мужчина в замечательной компании наших земляков. Родился в Новосибирске в 1931 году, на войне побывать не успел.

— Я поступил учиться в фельдшерско-акушерскую школу в 1946 году, — рассказывает Владлен Георгиевич. — Трудное было время. Школа находилась в подвальном помещении дома № 6 по проспекту Сталина, ныне улица Ленина, занятия проходили в две смены. Тем не менее студентов учили на совесть: многие преподаватели были фронтовиками, некоторые совмещали лекции в школе с преподаванием на кафедрах в мединституте.
Общежития не было, поэтому студенты-медики снимали угол на несколько человек. Занимались там, где можно присесть и где было хоть какое-то освещение. Записывали лекции в промежутках между строчками в книгах, чернила делали сами из химического карандаша. Питались в основном тем, что вырастили при школьном подсобном хозяйстве.

Стипендия была маленькой, поэтому многие студенты подрабатывали санитарами.

— Все бытовые трудности медики переносили достаточно легко, ведь главное было получить профессию, — вспоминает Владлен Георгиевич. — Да и молодость брала свое. Учеба не мешала нам бывать на вечерах, куда приглашали баяниста, приносили радиолу и грампластинки.

В 1949 году Владлен Липин получил диплом фельдшера, но решил продолжить образование и поступил в Омское военное училище, после окончания которого служил в Румынии, затем на Алтае. В 1956 году Владлен Георгиевич поступил в Новосибирский медицинский институт, где получил специальность психиатра. С 1967 по 1985 год Владлен Липин служил в 333-м окружном военном госпитале, в последние годы был главным психиатром Сибирского военного округа.

Сейчас Владлен Георгиевич на пенсии, но продолжает вести активный образ жизни, возглавляет студенческий поисковый клуб «Память», который изучает судьбы выпускников Новосибирского медицинского училища военного времени.

ФАКТ
Система организации донорства в годы Великой Отечественной войны позволила спасти жизни тысячам раненых бойцов. Практически во всех городах и районных центрах страны были развернуты донорские пункты.

ЦИФРА
За период войны в Советском Союзе было зарегистрировано 5,5 миллиона доноров, действующая армия получила свыше 1,7 миллиона литров консервированной крови, которая была применена для 7 миллионов трансфузий.

СПРАВКА
В нашей стране первые массовые переливания крови нашли свое применение в военно-полевых условиях, были проведены во время военных действий у озера Хасан и в районе реки Халхин- Гол. Тогда для заготовки консервированной крови было организовано значительное число доноров во Владивостоке, Хабаровске, Чите и других городах Дальнего Востока.

Наряду с использованием крови здоровых людей в СССР в 1930-е годы, по информации Санкт- Петербургской городской станции переливания крови, практиковалось переливание «случайной крови» — трупной, плацентарной, а также взятой при кровопускании. Практика использования трупной крови дискутировалась особенно широко. В 1935 году в газете «Правда» врач по фамилии Юдин, первым осуществивший такое переливание, изложил достоинства нового метода и его значение в условиях возможной войны. Практики переливания трупной крови первоначально не признавались на Западе, однако уже к началу 1940-х этот метод нелегально практиковался в США.

Фотографии статьи
Будущим медикам было интересно пообщаться с ветеранами