Интернет «с авоськой»
Рынок электронной коммерции активно пополняется компаниями, ранее работавшими офлайн. Они, по мнению экспертов, способны потеснить аборигенов интернет-торговли
В первые в Новосибирске собрался такой бомонд: ведущие российские эксперты по электронной коммерции, топ-менеджеры успешных интернет-магазинов, digital- и маркетинговых агентств, веб-студий. По их оценкам, в сибирском мегаполисе интернет-ретейл достаточно развит. Конечно, по сравнению с Москвой и Санкт-Петербургом результаты Новосибирска скромнее, он забирает всего 20 процентов от общего объема российского рынка электронной коммерции. Но при этом Новосибирск, единственный из городов, расположенных вне центральной части страны, входит в пятерку лидеров по количеству онлайн-продаж.
Это неплохо еще и потому, что большинство владельцев мировых брендов, реализующих свои товары через Интернет, не проявляют особого интереса к покупательской аудитории «дальше Уральских гор». Причина банальна: стоимость и особенно долговременность доставки — месяц и более. А поскольку большинство россиян все-таки предпочитают рассчитываться за покупки не предоплатой по карте или на счет, а наличными при получении посылки, платеж отодвигается, тогда как, продав тот же товар, скажем, москвичам, деньги можно получить в куда более сжатые сроки.
Хотя именно москвичи последнее время резко сократили свои потребительские аппетиты. Сибиряки же из числа уже освоивших онлайн-магазины стабильно «ходят» в Интернет за покупками. Причем будущее, как считают аналитики рынка, за электронными гипермаркетами, предоставляющими смешанный ассортимент товаров.
Пробки на пользу е-коммерции
Экономический кризис, ослабление рубля, безусловно, отразились и на этом сегменте рынка. Правда, это не столь заметно на фоне общей стагнации, ведь интернет-торговля в нашей стране пока занимает незначительную долю — всего около 3 — 4 процентов от объема всего ретейла. Но год от года сегмент прирастает по мере включения в Сеть новых пользователей, и к 2020-му может достигнуть 10 процентов всей российской розницы.
Очередной виток развития был зарегистрирован в связи с активизацией в Сибири продаж мобильных устройств для выхода в Интернет — смартфонов и планшетников. Это позволяет новосибирцам «гулять» по виртуальных торговым залам в любом месте и в любое время. К примеру, стоя в пробках. А поскольку треть россиян (и сибиряки не исключение) склонны совершать покупки спонтанно, заказанная в час пик обновка может стать в своем роде сладкой пилюлей от переживаемого стресса. Так считают психологи.
Воспользоваться ситуацией и скорректировать русла покупательских потоков, которые то и дело протекают мимо торговых точек, — решение, способное поправить ситуацию: падение спроса за последние месяцы серьезно отразилось на показателях отрасли региона. В первом квартале 2015-го розница потеряла более 15 процентов объемов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщает Новосибирскстат.
Из реальности в виртуальность и обратно
Вернуть и привлечь новых покупателей, как считают эксперты, крупным компаниям можно, используя наряду с традиционными торговыми точками (так называемый офлайн) опцию «онлайн-магазин».
Причем, по мнению специалистов по е-коммерции, у состоявшегося вне виртуального пространства бизнеса есть колоссальное преимущество перед теми, кто уже работает в системе интернет-торговли. Это преимущество — не только деньги, но и в первую очередь желание выкарабкаться из кризиса и готовность вкладывать инвестиции в развитие нового направления. Тогда как у онлайнщиков, привыкших обходиться малыми вложениями, таких серьезных стимулов нет.
Об этом в частности зашла речь на состоявшейся в Новосибирске 1-й Сибирской конференции по электронной коммерции «E-SIB 2015». География участников, притом что участие для коммерсантов было платным: Новосибирская, Омская, Томская, Кемеровская, Иркутская области, Красноярский и Алтайский края, Тюменская область и Ханты-Мансийский автономный округ. В зале яблоку негде было упасть.
Инициатором проведения конференции стала группа компаний «Обувь Сибири» при поддержке Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) и Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), а также регионального минпрома. На опыте новосибирской компании можно говорить об успехе такого шага, как переход на мультиканальную систему продаж. В течение года компания открыла три интернет-магазина параллельно с действующими обычными фирменными точками на улицах города.
Это уже стало почти традицией: собираясь приобрести какую-то конкретную вещь, новосибирцы сначала просматривают предложения в Интернете, потом сравнивают цены, выбирают, где совершить покупку. Так же делают 58 процентов соотечественников, они заходят в интернет-магазин с совершенно определенной целью — найти то-то или то-то.
Кстати, преимущество интернет-магазина именно в более низкой цене. Это понятно: у продавца нет нужды тратиться на лишний персонал и аренду помещений.
Однако есть и другая сторона, когда покупатель, перед тем как приобрести товар, хочет сначала пощупать его руками, примерить. В этом смысле торговые точки — то самое место. Когда у фирмы есть и офлайн, и онлайн, где цена доступнее, больше шансов повысить продажи. Хотя, по словам эксперта конференции Фёдора Вирина, партнера исследовательского агентства DataInsight, вице-президента iABRussia, покупатель, примерив товар, не всегда покупает его именно в этой компании.
Другое дело, когда речь идет о чем-то эксклюзивном: к примеру, о товаре известной обувной марки, производство которой находится именно в Новосибирске. Кто из сибиряков станет заказывать пару туфель «Вестфалики» через московский интернет-магазин?
Иных уж нет, а кто далече?
Однако далеко не все так просто на рынке е-коммерции. По статистике, более 80 процентов интернет-магазинов закрываются в первый же год работы. В течение последних месяцев прекратили свою деятельность несколько известных виртуальных торговых площадок.
Сначала курсы валют скорректировали ценники, а потом и сценарий драматического финала онлайн-магазинов. Между тем на них были ориентированы порядка 36 процентов российских интернет-покупателей. Впрочем, эти люди, согласно исследованиям, также пользовались предложениями отечественной е-коммерции.
Таких, кого манит исключительно зарубежный прилавок, — не более 10 процентов. Причем 70 — 80 процентов зарубежных интернет-покупок россияне сейчас совершают у китайских компаний.
В 2015 году объем трансграничной интернет-торговли обещает вырасти до 14 миллиардов долларов, прогнозирует АКИТ. Но валютные колебания, таможенные процедуры — все это играет тормозящую роль. Изначально была и все еще остается основным тормозом недоразвитость российского доставочного сервиса. В январе 2014 года в связи с новшествами на таможне основная часть зарубежных покупок временно пришлась на почту, возникли большие затруднения.
В этом году представители е-коммерции констатируют улучшение качества услуг основного доставщика. Но без помощи альтернативных служб почта не смогла бы справиться с нарастающими объемами посылок. По данным АКИТ, объем рынка электронной торговли России в 2014 году составил 713 миллиардов рублей, прирост по отношению к 2013 году — 31 процент. Такой же как минимум прирост ожидается и в этом году.
По данным DataInsight, предпочтение покупатели отдают доставке «Почтой России» и курьерскими службами — 58 и 41 процент соответственно, а также самовывозу заказов со склада интернет-магазина, если таковой присутствует в населенном пункте. В сельской местности люди постепенно приобщаются к Интернету, и получить заказ из онлайн-магазина покупатели смогут исключительно почтой и, скорее всего, только наложенным платежом, что ощутимо повышает цену покупки. Это как третий круг, за которым потенциального покупателя почти не видать.
Аналитики считают, что транспортно-логистический, экспедиционный сегмент как важная составляющая электронной торговли имеет очень хорошие перспективы. Тем более в таком городе, как Новосибирск, удачно располагающемся на стыке торговых путей.
КОММЕНТАРИИ
Наталья ПАУЛИ, заместитель директора по связям с общественностью ГК «Обувь России»:
— За первый год работы интернет- магазина Westfalika число заказов в месяц выросло в 6,5 раза. У «Обуви России» создана инфраструктура доставки товара в любой регион. Это позволяет сокращать затраты на логистику, предлагать покупателям услугу самовывоза из торговых точек, что составляет 90 процентов всех покупок в интернет-магазинах компании, и в целом более эффективно решать задачи оперативной поставки товара.
Елена МОРКОВИНА, руководитель отдела исследований сферы бизнес-услуг, международный институт маркетинговых и социальных исследований «ГфК-Русь»:
— Сегодня не так-то просто «схватить потребителя за хвост», ведь он делает свой выбор на основе информации из самых разных источников, как онлайн, так и офлайн. По данным исследования, проведенного нашей компанией, 35 процентов потребителей демонстрируют «многоканальное» поведение по всем категориям товаров, степень переключения очень велика, и компаниям требуются специальные инструменты, чтобы «настигнуть» потребителя.