USD 102.5761 EUR 107.4252
 

«Передышка» для особых мам и ребятишек

Наталья НАШТАЛОВА

Cамое главное в работе с детьми-инвалидами — принимать их такими, какие они есть

В Новосибирске уже несколько лет работает первый и пока единственный проект для детей-инвалидов и их родителей под названием «Передышка». Ребят, которые большую часть своего времени сидят дома и лишены возможности учиться, на полгода селят в реабилитационном центре.

За это время они успевают немного поправить свое здоровье, найти новых друзей. Передохнуть от постоянных забот могут и родители детей-инвалидов. Кто имеет право попасть в такой центр и как это сделать? Мы побывали в центре, познакомились с директором, его сотрудниками и пациентами и узнали ответы на все интересующие нас вопросы.

«Во поле березка» и три звезды
Проект «Передышка» реализуется на базе комплексного центра социальной адаптации инвалидов. Расположен он в Ленинском районе Новосибирска, рядом с издательством «Советская Сибирь».

Несмотря на тяжесть темы «больные дети», обстановка в центре почти домашняя. Много зелени, на стенах висят картины в стиле hand made. Здесь чисто и уютно, как в каком-нибудь Доме пионеров, разве что пионеры не совсем обычные. Кто-то всю жизнь ездит на инвалидной коляске, кто-то не в состоянии сказать ни слова.

Одна из встреченных мимоходом женщин, сотрудниц центра, с ходу говорит о своих воспитанниках: «Конечно, они другие, но они все такие замечательные»... И ей веришь.

Чем заняты ребята в 11 утра? В зале по одну сторону коридора большая компания смотрит с педагогом какой-то фильм. Женщина то и дело комментирует происходящее на экране и общается со зрителями, так что получается некий интерактив.

В другом кабинете — трое довольных детей, мини-ансамбль детских музыкальных инструментов. Лиза, Маша и Дима, главные звезды ансамбля, играют песню «Во поле березка стояла». Музыка звучит почти в такт, дети горды собой и улыбаются.

«Очередей у нас нет»
— Идея проекта «Передышка», — рассказывает Лариса Пугачёва, директор комплексного центра реабилитации инвалидов, — заключается в том, чтобы дать детям и взрослым возможность немного отдохнуть от той реальности, повседневности, в которой они пребывают постоянно. Мы создаем для детей реабилитационную среду, помогаем им решить какие-то проблемы.

C ребятами постоянно занимаются воспитатели, логопеды и дефектологи. За здоровьем детей следят педиатр, невролог и психиатр. Результаты есть. Кто-то из ребят за полгода учится вставать на ножки, кто-то — держать ложку в руках, кто-то — просто общаться.

«Передышка», конечно, важна и для родителей. Пока дети в центре, мамы (по статистике, инвалидов воспитывают в основном одинокие мамы) могут заняться своими заботами. Некоторые из них за это время, рассказывают сотрудники центра, успевают выйти замуж, родить или устроиться на работу, в общем, улучшить качество своей жизни.

Как сообщила Галина Лысова, заместитель министра социального развития Новосибирской области (сегодня она также приехала в центр), чтобы отдать ребенка в реабилитационный центр, нужно обратиться в органы социальной защиты по месту жительства. Там формируется его личное дело и создается индивидуальная программа реабилитации.

— Очередей у нас нет, мест хватает всем нуждающимся, — комментирует Галина Лысова.

Можно ли сюда попасть несколько раз? Оказывается, да. Сначала дети пребывают в центре бесплатно, за счет государства, потом платно, а потом опять при наличии свободных мест — на бесплатной основе.

«Мы учим их принимать эту боль»
Кому-то из детей-инвалидов реабилитационный центр заменяет детский сад, кому-то, например, 11-летнему Диме, — школу.

— Я всем доволен, — рассказывает мальчик, — живу здесь уже несколько месяцев. Нашел друзей — Егора и Кристину. И девчонки, и мальчишки здесь хорошие. И музыку мы слушаем, и играем.

Внешне Дима — совершенно нормальный, очень симпатичный мальчик, которому просто нужна помощь логопеда. На самом деле все гораздо сложнее. Развитие ребенка немного отклоняется от нормы.

— Все наши дети непростые, особенные, — рассказывает Аза Тадевосян, сотрудник центра. — Но мы стараемся развить способности каждого.
По ходу дела интересуемся, что для педагогов самое сложное в работе с детьми-инвалидами.

— Если мы приходим в эту сферу, то мы готовы ко всему, — отвечает Аза Тадевосян. — Есть проблема, значит, надо попытаться ее решить, и мы делаем все, что можем.

— Самое главное — принимать их такими, какие они есть, — продолжает тему воспитатель центра Елена Иванова. — Конечно, сделать это непросто, особенно родителям, но мы учим принимать эту боль через смирение. Да, не будет у ребенка какого-то большого роста, он не станет ученым, врачом, но, допустим, его можно развить физически.

Понятное молчание Вики
В следующем кабинете центра мы видим, из чего складывается этот непростой путь к физическому здоровью.

Восьмилетней Вике (у нее детский церебральный паралич, она сидит в специальном кресле) делают массаж кистей рук. Девочка стойко переносит все манипуляции и пробует улыбаться, отвечать на наши вопросы.

Сказать о том, что точно чувствует, девочка не может, но педагог Лариса Тонких понимает ее без слов. Этому искусству ее научил опыт.

— Как я понимаю детей-инвалидов? — комментирует женщина. — Кто-то говорит, как умеет, кого-то понимаю по жестам, по выражению глаз, по настроению. Как мамы дома понимают своих детей без слов, так и мы — наших здешних ребятишек.

Лариса Тонких — удивительно позитивный и мудрый человек, как и большинство работников центра реабилитации инвалидов.

— Когда проходит какое-то время, ты уже не разграничиваешь, обычный это ребенок или с особенностями, — рассказывает Лариса. — Многие думают, что у нас здесь тяжело, но мы так не считаем, все относительно. На шумном производстве, например, свои нюансы.

Наша экскурсия по центру продолжается.

— Здесь мы играем, здесь мы спим, — показывает директор центра, и мы видим игровые зоны и светлые спальни с аккуратно заправленными кроватками. Материальная база здесь вполне приличная, это видно невооруженным глазом. Но главное богатство, как в любом гармонично работающем коллективе, это, конечно, люди.

Не надо жалеть, надо работать
— Вам жалко воспитанников? — спрашиваем Ларису Пугачёву.

— Жалость — плохое чувство, здесь надо работать, часто через не могу. Когда у нас это отделение только-только открылось и я услышала, как дети кричат, у меня было ощущение, что из меня вынули нутро. Но постепенно все выстроилось. Сейчас вы сами видите, что дети улыбаются, взрослые тоже, и на душе спокойно. Коллектив у нас работает очень профессионально, ни один ребенок не остается без заботы.

В большей степени всегда волнуются родители, продолжает Лариса Пугачёва, как доверить своего ребенка чужим людям? Первое время оставляют ребят на час — два, прислушиваются: не заплачет ли, не испугается ли остаться без мамы. А к концу шестимесячного курса уже и не представляют, как могли обходиться без специалистов центра, без этой необходимой передышки.

Как пояснила Лариса Дмитриевна, нынешний курс — четвертый по счету, всего за время работы через центр реабилитации прошли почти сто ребят.

Что будет дальше? Проект, по словам моей собеседницы, развивается, в центре изучают и внедряют в практику современные технологии, новые коррекционные методики, например, «глобальное чтение», игро- и арт-терапию.

В ближайшей перспективе здесь начнут использовать методики, основанные на принципе адаптивной биологически обратной связи. Уже приобретены аппараты «Бослаб», и совсем скоро в процессе игры дети смогут, например, контролировать свою речь благодаря картинкам на экране компьютера. Правильно выполняешь задание — растут цветы, двигаются динозаврики. Возникают трудности — можно вернуться на шаг назад, успокоиться, сконцентрироваться и попробовать еще раз...

Фотографии статьи
Занятие идет. Фото Сергея ПЕРМИНА