USD 102.3438 EUR 106.5444
 

Невыносимая тяжесть бытия

Виталий ЗЛОДЕЕВ

Почему наши женщины оказываются способны на самые страшные преступления, и насколько порой прощать тяжелее, чем осуждать

Семидесятилетие Победы — это не только всенародный праздник, дань памяти и признательности победителям фашизма. По традиции к большим государственным датам приурочена массовая амнистия осужденных. С предложением даровать некоторым заключенным свободу в честь 70-летия Победы выступил Совет по правам человека при Президенте России. Владимир Путин предложение поддержал и направил в Госдуму РФ проект постановления о грядущей амнистии. Предполагается, что из колоний нашего региона на свободу могут досрочно выйти сотни человек. Корреспондент «Советской Сибири» лично увидел тех, кого может коснуться милость главы государства, и понял, насколько порой обыденно страшна жизнь в России.

Не хотела, осознала…
Если верить жалостливым рассказам заключенных, то большинство из них в наших тюрьмах сидят «ни за что». И даже если улики неопровержимы, то в дело вступают другие «веские аргументы»: тяжелая жизненная ситуация, моральное давление, состояние аффекта, «само так вышло».

Действительно, есть за колючей проволокой и те, кто совершили преступления небольшой тяжести, и именно эти люди будут одними из главных претендентов на амнистию: их срок заключения по приговору суда не превышал пять лет, и большая часть наказания уже отбыта. Но областной комиссии по помилованию предстояло разбирать судьбы людей, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. Кроме того, это были женщины-заключенные единственной в области женской колонии ИК-9. Семь историй, семь судеб и призрачные шансы на надежду выйти на свободу раньше срока, определенного судом.

...Миниатюрная изящная девушка — встреть ее на улице в другой одежде, сойдет за кого угодно, но не за матерую преступницу. Давно сидит, хорошо работает, имеет многочисленные поощрения от начальства. Но на другой чаше весов — статья 105 УК РФ «Убийство». Мало того что групповое, по предварительному сговору, да еще и с целью завладеть чужим имуществом — компания убила человека из-за его машины. Девушка оправдывается, говорит, что была юна, на нее давили, она не хотела. Этому милому созданию уже хочется поверить, но на стол выкладывается «убойный козырь» — у нее это уже вторая судимость: совсем юной она с подружками избила и ограбила на дискотеке девушку. И, конечно, опять случайно, и осознала она уже все, хочет семью и быть честным членом общества... Только вот что-то подсказывает, что судьбу свою она исковеркала серьезно и для исправления понадобятся огромные усилия.

Еще одна молодая девушка 25 лет — сидит уже третий год, а получила десять лет. Была продавщицей в магазине, проворовалась. Чтобы скрыть растрату, навела на магазин своих знакомых — налет завершился убийством. Просит снизить срок, раскаивается, говорит о больных родителях и желании завести семью, но с такой предысторией рассчитывать на помилование бесполезно.

Третья женщина, уже в годах, рассказала трагикомичную историю о том, как чистила на кухне овощи, а муж неожиданно подошел сзади, она повернулась с ножом в руках и нечаянно зарезала супруга. Ростом она почти на полторы головы его ниже, а удары пришлись в грудь, поворачивалась женщина один раз, а ран оказалось две. Мало того что ложь, так еще и нелепая, без раскаяния. Нет шансов…

Даже не просите
Также я понял, кому ни при каких обстоятельствах нельзя просить помилования или сокращения срока наказания. Это наркоторговцы, в нашем случае — торговки. Одна из них, цыганка по национальности, пыталась что-то сказать о случайности и неосознанности деяния, но ей, мягко говоря, не поверили, а говоря откровенно, члены комиссии просто завелись. Казалось, будь у них такая возможность, они бы еще «накинули» к почти семилетнему приговору суда.

Вторая торговка наркотиками начала с «классики жанра»: жила, мол, не тужила, работала честно и достойно, а потом вдруг сложилась «тяжелая жизненная ситуация», и из всех способов ее поправить (для чего требовались деньги, естественно) торговля наркотиками оказалась самым легким.

Женщина зачем-то рассказала членам комиссии увлекательную историю о том, как она покупала легальные (!) курительные смеси в Интернете (Госнаркоконтроль, ау!), а ее обманули — подсунули наркотик. Зато сложную жизненную ситуацию удалось решить: маму старенькую вылечить, крышу дома отремонтировать, фундамент заменить. Словом, все было хорошо, но пришли «злые» люди и прикрыли лавочку. Понятно, что после такого рассказа шансы на помилование, бывшие на нуле, ушли в глубокий минус.

Как страшно жить…
Однако среди этих беспомощных попыток добиться снисхождения были две истории, удручающие своей обыденностью и безысходностью.
65-летняя Валентина Николаевна и 26-летняя Альбина, как бы страшно это ни звучало, не могли не убить. Пожилую женщину продолжал третировать ее бывший муж, с которым она восемь лет как развелась, но они не могли разъехаться и продолжали жить под одной крышей. Молодую Альбину, ее маленькую дочку и мать держал в страхе родной брат — пьяница и дебошир. Они обе подвергались побоям и обращались в полицию, но там встречали лишь ответы в хорошо известном многим стиле: «Когда будут убивать, звоните». Удручающая, безвыходная российская бытовуха словно сама вложила в длань отчаявшихся женщин ножи.

Они убийцы, но достойны снисхождения: решение областной комиссии по помилованию было практически единодушным. Для Валентины Николаевны, осужденной в марте прошлого года на семь с половиной лет, будут ходатайствовать перед Президентом о снижении срока заключения на три года. А Альбина, отсидевшая уже половину своего шестилетнего срока, и вовсе может рассчитывать на полное помилование. Пятно на их биографии останется навсегда, но комиссия сочла женщин раскаявшимися и осознавшими свою вину.

Страшнее другое — на смену этим историям, к сожалению, придут другие. Невозможность вырваться из порочного круга, решить личные проблемы как-то иначе, не преступая закон, безразличие полиции к домашним тиранам — все это создает печальный фон нашего бытия, когда за одним преступлением стоят не только потерянные жизни, но и искалеченные судьбы многих людей.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сергей ТИТКОВ, председатель областной комиссии по помилованию:
— Для нынешнего состава комиссии это первое выездное заседание, когда мы встречаемся лицом к лицу с осужденными, слушаем их зачастую очень трагичные истории. К тому же все сегодня обратившиеся с ходатайством совершили тяжкие и особо тяжкие преступления. Уверен, что личное общение с женщинами помогло нам сделать правильный выбор и ходатайствовать перед Президентом за тех, кто действительно раскаялся и готов к честной жизни на свободе.

СПРАВКА
По данным отдела спецучета ГУФСИН по Новосибирской области, сейчас в исправительных учреждениях и следственных изоляторах региона содержатся свыше 17 тысяч заключенных, из них более 1 000 женщин и 150 несовершеннолетних.

Последняя по сроку амнистия проводилась в России в декабре 2014 года и была приурочена к 20-летию Конституции. Тогда по амнистии в Новосибирской области на свободу вышел 21 человек, среди них шестеро воспитанников детской исправительной колонии.

Фотографии статьи
Каждая судьба под пристальным взором комиссии. Фото Михаила ПЕРМИНА