USD 105.0604 EUR 110.4943
 

Самоуправление без самоуправства

Ирина ЕЛИСЕЕНКО

Как изменения в системе выборов повлияют на нашу жизнь

В Новосибирской области, как и в других регионах России, принимают решения в связи с внесением изменений в федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Подготовленный законопроект готовится к рассмотрению апрельской сессией Законодательного собрания региона.

Процесс реформы местного самоуправления в нашей стране начался более двенадцати лет назад. Все эти годы нарабатывался и анализировался опыт, изучались проблемы, возникающие на практике. В результате появилась новая — третья — модель избрания главы муниципального образования (МО): представительным органом МО из числа кандидатов, предложенных конкурсной комиссией. Именно такой вариант был одобрен большинством опрошенных руководителей МО, а также в ходе парламентских слушаний для использования в регионе наряду с уже опробованными вариантами избрания местной власти.

Попробуем разобраться, какими мотивами, опытом и повседневными практиками управленческой работы руководствовались специалисты, оценившие плюсы предлагаемых изменений? Насколько они повлияют на нашу с вами жизнь?

Страховка от случайностей
Основной аргумент инициаторов законопроекта: выборы глав с участием конкурсной комиссии — это страховка от попадания на ответственную должность случайных людей. На главах местных администраций лежит огромная ответственность. Им приходится решать целый блок хозяйственных проблем, контролировать бесперебойную работу социальных служб, заниматься вопросами формирования бюджета и реализации целевых программ на подведомственной территории.

Можно сказать, что ответственность удваивается, если учесть, что тратятся деньги, заработанные всем населением региона: ведь около 93 процентов доходной части бюджетов районов Новосибирской области формируются за счет субвенций и дотаций из областного бюджета.

Может ли неподготовленный человек организовать все эти процессы на должном уровне? Опыт Бердска и города Оби, главы которых в связи с возбужденными в их отношении уголовными делами до конца срока так и не доработали, дает нам отрицательный ответ на этот вопрос.

Не стоит забывать и о том, что до вынесения судами решений невозможно ни отстранить незадачливого управленца от должности, ни эффективно вмешаться в нарастающую неразбериху в органах местной власти. Например, мэр Бердска Илья Потапов, осужденный за коррупцию, подал заявление о сложении с себя полномочий только 13 апреля текущего года — через два года после ареста.

В шуме популистских лозунгов
Подобные примеры неудачного вхождения во власть людей, поддержанных избирателями, но не обладающих необходимым управленческим опытом, можно найти и в других регионах страны.

Так, избранный в 2012 году мэром Ярославля Евгений Урлашов уже в 2013 году был задержан сотрудниками местного подразделения МВД по экономической безопасности по подозрению в покушении на вымогательство взятки размером 14 миллионов рублей. За месяц до задержания большинство ярославских депутатов оценили деятельность мэра Урлашова неудовлетворительно. Схожая история произошла с мэром Братска Александром Серовым, победившим на выборах в 2010 году. И таких примеров достаточно много.

Для возникновения подобных ситуаций есть, к сожалению, и объективные причины. Не секрет, что на селе, а порой и в городах существует дефицит кадров: сложно найти грамотных управленцев, которые в одном лице и юристы, и финансисты, и хозяйственники, и даже психологи. Тем более сложно в период избирательной кампании выявить действительно порядочного человека, способного профессионально выстроить работу местной администрации. В шуме популистских лозунгов и пропагандистских речей трудно взвесить честность и профессионализм кандидатов.

Статистика только подтверждает это. За последние четыре года в Новосибирской области 139 глав МО досрочно прекратили свои полномочия, так как не смогли управлять территориями, буквально расписавшись в собственной некомпетентности.

Оценить потенциал кандидатов
Суть деятельности конкурсных комиссий как раз и будет сводиться к анализу управленческого потенциала кандидатов, изучению их профессионального опыта, в том числе к оценке порядочности претендентов на пост главы.

Кстати, отбор кандидатов конкурсной комиссией позволит сэкономить деньги и свести к минимуму организационные трудности, связанные с проведением избирательных кампаний, сократить время формирования органов местного самоуправления, так как избрание главы советом депутатов будет проходить в более сжатые сроки, чем муниципальные выборы. Это касается прежде всего случаев досрочного прекращения полномочий глав местных администраций.

Депутат Законодательного собрания Андрей Панфёров отметил, что половина из обращающихся к нему граждан требуют снять того или иного главу, «потому что он не просто не соответствует, а плюет на мнение тех, кто его избирал».

Стать членом большой команды
Весомым политическим аргументом в пользу предлагаемой модели выборов глав районов служит то обстоятельство, что отобранный конкурсной комиссией кандидат, позже избранный местным советом депутатов на должность главы, автоматически может считать себя членом большой команды профессиональных управленцев, во главе которой стоит губернатор региона (половина членов конкурсной комиссии назначается главой субъекта Федерации). Учитывая тот факт, что действующего главу Новосибирской области Владимира Городецкого год назад поддержал при выдвижении Президент России Владимир Путин, на новоизбранных глав, помимо статусности и неформального политического веса, накладывается огромная ответственность при исполнении ими полномочий.

При этом, согласно законодательству, глава остается подотчетным населению муниципального образования; его обязанностью является ежегодный отчет перед представительным органом о результатах деятельности местной администрации. Растет ответственность и местного совета депутатов как органа, избравшего главу районной, городской или поселковой администрации. Сводится к минимуму вероятность проявления огульной, популистской критики со стороны депутатского корпуса. Возрастает практическая необходимость в совместной продуктивной работе совета и местной администрации, так как ее глава отчитывается перед депутатами, а народные избранники — перед гражданами. Таким образом на практике реализуется политический призыв Владимира Путина, изложенный им в одном из Посланий Федеральному собранию: власть должна быть устроена так, чтобы любой гражданин мог дотянуться до нее рукой.

Влияние на качество повседневной жизни
После принятия законопроекта будет разработан модельный муниципальный акт о порядке формирования конкурсной комиссии и проведении конкурса; приведены в соответствие уставы муниципальных образований. Жители городов и районов смогут оценить эффективность новой модели уже в самое ближайшее время. Ведь опрошенные нами эксперты считают, что она позволит не только укрепить муниципальный уровень профессиональными кадрами и повысить ответственность глав за принимаемые решения, но и позитивно скажется на уровне развития территорий и в конечном итоге на качестве повседневной жизни каждого из нас.

В избирательной комиссии Новосибирской области надеются, что с принятием закона удастся сэкономить серьезные суммы бюджетных средств, которые можно использовать на социальные нужды. Масштабная сентябрьская избирательная кампания имела в календаре более 800 выборов разного уровня. Избиратели могли даже запутаться в бюллетенях — их должно было быть до семи штук в одни руки. Если выборы 21 руководителя районного муниципального образования и 321 руководителя поселений будут в компетенции конкурсных комиссий, то, кроме денег, сэкономится и время избирателей, а кое-где и нервы.

Голос местной власти
Председатель Совета депутатов Вьюнского сельсовета Колыванского района Светлана Щербинина:

— Я видела, что градус обсуждения законопроекта высок, на мой взгляд — неоправданно. Чтобы это понять, нужно лучше знать наши деревенские проблемы.

К примеру, выбрали главу, он казался людям волевым, строгим человеком. Все надеялись, что он наведет порядок, будет грамотно управлять хозяйством, заставит ответственно работать все подведомственные ему коллективы. А на деле оказалось, что глава слишком амбициозен, конфликтен, не умеет строить отношения в системе власти, ведет себя как удельный князек, полагая, что ему никто не указ, ведь он «избранник» народа. А народу, чтобы отлучить от власти не оправдавшего доверия главу, практически недоступен такой вариант.

Есть и противоположный пример. В моем родном селе Чернореченском Искитимского района живет моя мама. Вот, говорит она, за пять лет уже пятого главу сельсовета выбираем. Одного выбрали, полгода поработал, не понравилось. Написал заявление: прошу освободить. И каждый раз — новые выборы. Тратятся миллионы — даже это не ставит в ответственное положение безответственных людей, рвущихся к власти. А потом — «не понравилось», не оправдала власть его ожидания.

Мы все надеемся, что третья модель формирования муниципальной власти будет более эффективной в наших условиях. И к чему такие стенания об отмене выборов? Чтобы кто-то наживал себе политический капитал перед большими избирательными кампаниями? Больше никакого смысла в таких заявлениях не вижу. Ведь все знают: федеральный закон не предписывает, а отдает ситуацию на усмотрение местной власти. Давайте попробуем. Я верю, что получится.

ФАКТ
За последние четыре года в Новосибирской области 139 глав досрочно прекратили свои полномочия, так как не смогли управлять территориями, буквально расписавшись в собственной некомпетентности.