USD 102.3438 EUR 106.5444
 

Перед страной в прямом эфире

Подготовила Юлия НАЗАРЕНКО

Беседа главы государства с россиянами и не только, уже 13-я по счету, побила все возможные прогнозы по количеству звонков и СМС-сообщений
Впервые формат прямой линии предусмотрел возможность присылать Президенту видеовопросы и фото посредством ММС. Как говорится, лучше один раз увидеть. За время телеэфира Владимир Путин ответил на 74 вопроса. Продолжительность программы составила 3 часа 57 минут. Всего в рамках программы поступило более трех миллионов вопросов.

Как верно отметили ведущие, минувший с прошлой встречи год стал годом президентских персональных решений, которые требовали почти молниеносного принятия.

Что кого волнует
Владимир Путин, отвечая на вопрос о главных событиях в жизни страны, отметил и Крым, и внешнеполитические ограничения. «Это так или иначе сказалось на темпах роста, на нашем развитии, но в целом сейчас, мы тоже это видим, и рубль укрепляется, фондовые рынки растут. Нам удалось не допустить раскрутки спирали инфляции».

Глава государства привел как позитивные — рост ВВП, промышленного производства, жилищного строительства, улучшение демографической ситуации, так и негативные моменты — санкции, бюджетный дефицит и так далее. Он согласился, что по итогам прошлого года рост цен в потребительском секторе составил 11,4 процента, что, безусловно, отразилось на кошельках простых граждан. «Конечно, здесь нет ничего хорошего, потому что это отражается на уровне жизни людей. Но в марте в три раза темпы роста инфляции упали. Располагаемые доходы населения прошлого года сократились на один процент, а заработная плата подросла на 1,3 процента. Мы, как вы знаете, проиндексировали пенсии: и социальные, и по старости».

За ответами российского Президента следили иностранные корреспонденты, выкладывая в «Твиттере» свои комментарии. Порой очень едкие. Особенно раздражала уверенность Путина, обсуждали, сможет ли задать вопрос о гибели Бориса Немцова соратница оппозиционера Ирина Хакамада. Задала. Естественно, ответ не устроил, как и отрицание факта присутствия российских войск на территории Украины. Еще злость вызывало то, что Президент говорит «в Украине», а не «на Украине». Утомила западных журналистов и тема молочная, которая очень, по их мнению, затянулась. Понятно, что развитие фермерства в России привыкших кормиться политическими скандалами не интересует.

Рост сельхозпроизводства неизбежен
Между тем ситуацию в АПК глава государства сам обозначил еще в первые полчаса эфира как одну из важнейших задач. Для ее решения в принципе надо было воспользоваться санкциями и ответными мерами со стороны России. «У нас был занят рынок для наших собственных сельхозпроизводителей (…), особенно после вступления нашей страны в ВТО, а теперь мы его очистили. Да, это имеет и негативные последствия с точки зрения вклада в инфляцию продовольственной товарной группы, это правда. И вот действительно здесь придется потерпеть, но неизбежен рост внутреннего сельхозпроизводства, просто это произойдет по факту, особенно при поддержке государства, а она есть. (…) Собственное производство, обеспечение продовольственной безопасности страны — чрезвычайно важная вещь. Они будут на нашем рынке», — расставил точки над i Владимир Путин.

Правда, граждане России сообщают, что в регионах запрещенные к ввозу продукты с прилавков не исчезли. «На деле покупаем то же, но только через «друзей»?» Или вот еще: «Несмотря на эмбарго, мы продолжаем есть польские яблоки и капусту. В сентябре мы их ели по 35 рублей, а зимой уже по 85. Просто обидно за обман — они приходят в тех же ящиках, только без этикеток или с этикетками других стран, и все продавцы знают эти польские яблоки в лицо». Судя по реакции главы государства, он составит отдельный разговор с таможенными службами.

«Мы будем стараться вам помочь»
В умении «креативить» организаторам телеэфира не откажешь. Неожиданный персонаж в программе — бывший британский подданный и вот уже 23 года как российский фермер Джон Кописки. Женился на русской, вырастил пятерых детей. Говорит, что хочет быть уверенным в их будущем в России.

«Будущее можно построить только на правде, проблемы можно решить только зная факты. Вы верите статистике, которую вам показывают?» — спросил Джон у Владимира Путина.

Президент уверен в статданных. И тут разговор вдруг пошел на тему животноводства. Глава государства легко оперировал цифрами по надоям молока в стране, считает их недостаточными, а трудности сельхозпроизводителей ему известны и понятны.

Молочникам непросто пробиться на прилавки, им бы хотелось напрямую выходить на покупателей. Об этом заявили костромчане. Животноводческий комплекс, каких тысячи по стране, создали и развивают три фермера. Их волнует вопрос господдержки. «Деньги, когда приходят к нам в область, почему-то расходятся больше крупным товаропроизводителям, крупным фермам, инвесторам. А нам, простым фермерам, остаются крохи. Хотелось, чтобы эта несправедливость была в ближайшее время устранена».

«В этом году выработаны дополнительные меры поддержки, — ответил Президент. — Первая из них, и я считаю, наиболее существенная, — это увеличение субсидирования по кредитам, которые предприниматель берет в оборотный капитал. Раньше это было всего 5,5 процента, такая субсидия, теперь 14,7 процента. То есть если вы берете кредит в банке, допустим, под 20 процентов, это значит минус 14,7. Правда, если уже 25 процентов, то даже получается конечная ставка — 10,3. Но надеюсь, что после того как Банк России будет принимать меры по снижению ключевой ставки, и здесь будет определенное облегчение».

Путин напомнил об увеличении погектарной поддержки и других мерах. «Начинающим фермерам мы рекомендовали, деньги выделяются из федерального бюджета, но рекомендовано регионам по два миллиона фермерам давать. Вы правильно сказали: целый набор мер поддержки. Но почему до малых предприятий это не доходит, мне очень трудно сказать. Надо смотреть исходя из того, что у вас конкретно происходит в регионе. Но то, чем вы занимаетесь, конечно, это сложный вид сельхозпроизводства, и Правительство должно будет еще подумать, что сделать дополнительно для поддержки тех, кто занимается производством молока. Сегодня закупочные цены часто ниже, чем себестоимость. Я это прекрасно понимаю, мы знаем об этом, мы будем стараться вам помочь».

У всех на устах
Разумеется, вал звонков касался внешнеполитической ситуации. Донбасс, Украина, поставки зенитных комплексов С-300 Ирану и в целом отношения с западными партнерами — в этой связи ветеранов Великой Отечественной войны очень волнует поднимающий голову фашизм в Европе.

По поводу отношения главы государства к тому, что Киев отказывается выполнять минские договоренности и продолжает терроризировать жителей юго-востока Украины, Владимир Путин отметил: «К сожалению, ничего не делается. Сегодня мы наблюдаем полную блокаду Донбасса. Это касается финансовой сферы (отключена банковская система), это касается выплат социальных пособий и пенсий (ничего не платят). Мы много говорили, в том числе и с Петром Алексеевичем (Порошенко. — Прим. ред.), на этот счет. Ведь и я тоже публично уже высказывался, говорил о том, что, ну хорошо, там есть люди, которые отстаивают свои права с оружием в руках. Правильно они делают, неправильно, это другой вопрос, я сейчас даже не хочу давать оценки, хотя у меня, конечно, есть на этот счет свое мнение, я такую оценку могу дать и неоднократно об этом говорил. Но там есть и люди, которые вообще ни при чем, которые заработали, скажем, пенсию, в том числе работая 20 лет уже в независимой Украине, они имеют право. Они не имеют никакого отношения ни к боевым действиям, ни к борьбе вооруженных людей за свои права. Они-то здесь при чем? Почему вы им не платите? Вы обязаны это делать по закону. Нет, не платят. Таким образом, можно сказать, что украинские сегодняшние власти — они своей рукой сами отрезают от себя Донбасс, вот в чем беда и трагедия».

На вопрос «Как продолжать диалог с Порошенко, если он говорит одно в Минске, у себя в стране — другое, западным партнерам — третье?» — Владимир Путин совершенно спокойно заметил: «Партнеров мы не выбираем, но мы в своей работе не должны руководствоваться симпатиями либо антипатиями, мы должны руководствоваться интересами страны». По поводу поставки газа Украине по льготной цене, несмотря на негативное отношение Киева к Москве, Президент заявил: «Политическая ситуация в той или другой стране меняется время от времени, а народ остается. Народ, как я уже говорил, очень близкий к нам. (…) Мы помогаем украинскому народу. Первое. Второе — мы заинтересованы в том, чтобы украинская экономика вышла из кризиса, потому что это наши соседи, это наши партнеры, и мы заинтересованы в том, чтобы на наших границах были спокойствие, порядок, а мы имели возможность налаживать и развивать экономические связи с благополучным партнером».

Вопросы Президенту сыпались как из рога изобилия. Где-то так и не восстановили движение электричек, поможет ли государство валютным ипотечникам, когда банки снизят кредитные ставки для бизнеса, сколько можно менять налоговую политику, почему выросли тарифы ОСАГО, куда из аптек периодически пропадают жизненно важные препараты, что происходит на крупнейшей стройке страны — космодроме Восточный, от чего зависит дальнейшая интеграция Крыма и, наконец, как страна поможет попавшим в большую беду жителям Хакасии и Забайкальского края? На все вопросы глава государства дал исчерпывающие ответы. Те обращения, что оказались за кадром, традиционно не останутся без внимания.

Со стенограммой прямого эфира можно ознакомиться на сайте www.kremlin.ru.