Еда в безопасности
В Новосибирске откроют третью социальную ярмарку
Региональное министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства достигло договоренности с владельцами ярмарок о предоставлении свободных мест местным сельхозтоваропроизводителям по льготным ценам. Об этом глава минпромторга Николай Симонов заявил на круглом столе, где обсуждался вопрос обеспечения продовольственной безопасности региона.
По словам министра, в Новосибирской области работает штаб по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственных рынков региона. Он призван обеспечить согласованные действия всех ветвей власти и предпринимателей по сбалансированности потребительского рынка и сдерживанию роста цен. Совместно с сетевыми и оптовыми торговыми организациями, а также товаропроизводителями проводится активная работа по импортозамещению, поиску новых поставщиков и обеспечению наличия всех групп продовольственных товаров на прилавках магазинов.
Недавно была достигнута договоренность с региональными торговыми сетями о том, что они на несколько месяцев ограничат торговую надбавку от пяти — десяти процентов на одну позицию из ассортиментного ряда до 40 наименований основных продуктов питания.
Кроме того, также в результате переговоров в формате штаба по мониторингу владельцами Хилокского рынка создан торговый дом для организации поставок фруктов и овощей из республик Средней Азии в сетевые продуктовые супермаркеты. Эта мера создаст дополнительные возможности для поддержания и расширения ассортимента и удержания цен.
Сегодня на рынках Облпотребсоюза и ярмарках области насчитывается порядка 1,5 тысячи свободных мест, 550 из которых предназначены для реализации сезонной сельхозпродукции. Летом в Новосибирске откроется третья социальная ярмарка, где местным производителям будут предоставлены бесплатные места. Основное условие для успешной работы такое же, как и на двух социальных ярмарках, ставших достаточно популярными у населения, — снижение цены товаров на 20 процентов.
— Мы достигли договоренности с владельцами рынков и ярмарок о том, что в ближайшее время эти торговые места будут предоставлены по льготным ценам сельхозпроизводителям, прежде всего фермерам и владельцам личных подсобных хозяйств, для реализации плодоовощной продукции и картофеля. Облпотребсоюз готов снизить аренду этих мест на 50 процентов, — отметил министр.
КОММЕНТАРИИ
Наталия КАМНЕВА, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области:
— С августа прошлого года антимонопольная служба продолжает контролировать ценовую политику в регионе. За это время были проверены практически все крупные производители продовольственной продукции и торговые сети. От жителей области в УФАС поступили порядка 150 обращений с жалобами на повышение цен в магазинах. Необоснованного повышения оптово-закупочных цен производителями не установлено.
Однако были рассмотрены дела в отношении двух компаний, которым впоследствии были вынесены предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства. Эти компании находятся в стадии административного делопроизводства.
Напомню, что на сайте антимонопольной службы организована горячая линия, куда можно обратиться с письменным заявлением о нарушениях ценообразования. Все обращения в обязательном порядке фиксируются и отрабатываются специалистами УФАС.
Вячеслав МАРКЕЛОВ, президент Новосибирской торгово-промышленной палаты:
— Торгово-промышленная палата в непростых экономических условиях активизировала работу по привлечению на территорию региона новых поставщиков продовольственной продукции. Поток предложений о сотрудничестве в последнее время усилился. Значительно участились случаи обращения в торгово-промышленную палату местных производителей с просьбой помочь найти каналы выхода на рынок их продукции.
Конечно, самый удачный пример такого выгодного сотрудничества — это ярмарки, как сезонные, так и постоянно действующие социальные. Есть случаи вхождения местных производителей в крупные региональные и федеральные торговые сети.
Появилась новая тенденция к кооперации малых и средних предпринимателей, потому что уже очевидно, что объединяться в наше время выгодно. У нас общая задача — полки в магазинах не должны пустовать, а цены на продукты необоснованно расти.
Александр ЕГОРОВ, генеральный директор торгового холдинга «Сибирский гигант»:
— Новосибирск — самый конкурентный город России по розничной торговле. В связи с этим торговые надбавки, которые делают торговые сети на продовольственные товары, всегда минимальные. Так диктует рынок, иначе можно упустить покупателей.
На просьбу правительства Новосибирской области, касающуюся фиксации цен на 40 наименований основных продуктов питания, мы отреагировали положительно. Два-три месяца цены меняться не будут.
Ольга СЛОБОДСКАЯ, директор по закупкам новосибирского локального рынка группы компаний «Холидей»:
— Действительно, торговые наценки на товары-индикаторы меняться не будут. Они и так сейчас очень низкие. Мы проводим внутренний мониторинг среди крупных торговых сетей, отслеживаем цены и устанавливаем свои ценники так, чтобы не выделяться из общей массы.
Кроме того, поставщики продовольственных товаров сейчас активно проводят акции, предоставляя покупателям скидки на свою продукцию. Так что на любой покупательский кошелек можно найти качественный товар.
Александр АГЕЕВ, директор по корпоративному управлению ОАО «Новые торговые системы»:
— Зачастую обращение к торговым сетям по поводу контроля цен — самый популярный ход. Магазин — это именно то место, где люди оставляют наличные деньги. Хочу отметить, что торговые сети не могут диктовать условия производителям, по каким ценам им продавать свой товар.
Считаю, что органам власти необходимо уделять больше внимания регулированию рынка переработки сырья. Это необходимо для того, чтобы в сегменте переработки молока и мяса была здоровая конкуренция.
Наталья СОЛОТИНА, маркетолог группы компаний «АВК»:
— Наша компания совсем молодая, но мы пытаемся стать полноправными игроками на рынке товаров. Все этапы становления пройдены — от мелкой розницы до вхождения в крупную торговую сеть. Наши специалисты разработали логистику, экспедирование товаров до магазинов.
Если честно, местным производителям товаров тяжело плавно войти в рынок. Первый вопрос, который задают нам маркетологи: «Есть ли ваш товар в другой крупной торговой сети?» Конечно, нет, мы же только начинаем свою деятельность. На что нам отвечают: «Мы работаем только с известными поставщиками продукции, которые уже зарекомендовали себя на товарном рынке».
Как же начинать, опять на ярмарку уходить? Считаю, что доступ новых поставщиков в торговые сети необходимо сделать более открытым.