Жители Новосибирска решительно выступают против весенней охоты
Чуть больше месяца остаётся до открытия в Новосибирской области весенней охоты на водоплавающую дичь. Часть уже охотников готовит ружья, проверяет припасы, надеясь хорошенько пострелять по гусям и уткам; другая часть отказывается от весенней охоты, справедливо считая, что она губительно отражается на воспроизводстве промысловых видов птиц.
Решительно против весенней охоты выступаю новосибирские общественники и Союз охраны птиц России. Его аргументы в общих чертах таковы. По многолетним наблюдениям орнитологов, осенний отстрел гусей и уток, если он не хищнический, мало влияет на численность птиц в начале нового сезона. А вот весенняя гибель готовых к размножению особей ведёт к резкому сокращению и деградации ресурсов водоплавающих птиц. Ведь понятно, что в каждом случае происходит убийство не одной птицы, а по сути нескольких – тех, что должны были появиться от неё на свет и окрепнуть за летние месяцы.
Многие охотники ошибочно полагают, что самцы якобы «бесполезны» в это время года, а потому их отстрел безвреден для природы. Это не так: утиные пары формируются обычно на зимовке, и если убить селезня, то утка потеряет время на поиск другого партнёра, не всегда качественного, а нередко она вообще в таких ситуациях не размножается. Селезни активно участвуют в охране самок и места гнездовья. Особенно опасен весенний отстрел гусей, поскольку у них пары постоянны в течение многих лет, и гибель одного из пары весной компенсируется с трудом.
К тому же весенняя охота просто беспокоит птиц именно в тот период, когда они нуждаются в отдыхе, кормятся и набирают сил для дальнейшего перелёта на север. Кроме того, канонада ружейных выстрелов тревожит и людей, которые после зимы выбираются на природу – погулять по лесу, посидеть на берегу реки или озера, пожарить шашлыки. Ведь из 145 миллионов жителей России менее пяти процентов занимаются охотой, да и для этих пяти процентов добыча диких птиц не является основой существования.
«Весенняя охота однозначно усиливает браконьерство, — говорит орнитолог, научный сотрудник Института систематики и экологии животных СО РАН Алексей Яновский. — В период массовой открытой охоты браконьеру психологически гораздо проще подстрелить редкую птицу или нарушить норму добычи. Иногда под видом охоты на селезней начинается пальба по всему живому. Отдельный вопрос – низкая культура наших охотников. Например, занесённый в Красную книгу гусь-пискулька похож внешне на белолобого гуся, и в азарте добычи охотник часто не видит отличий. В итоге численность пискульки катастрофически снизилась».
Союз охраны птиц России обеспокоен разрешением на весеннюю охоту на юге Западной Сибири, в наших местах, где находятся основные пути пролёта и места массовых миграционных скоплений многих северных видов, как промысловых, так и «краснокнижных» птиц. В нашем регионе уже заметно упала численность серых гусей. Было бы очень правильно отменить в Новосибирской области весеннюю охоту 2015 года, дать птицам отдых и возможность увеличить популяцию. Достаточно и осеннего периода для охотничьих забав не очень большой, но шумной, активной и вооружённой группы «любителей природы».