Рассмеши меня, доктор Зефирка!
Основатели больничной клоунады в Новосибирске рассказали, как они живут и работают без денег и почему бывает полезно детское недовольство
«Докторов» с клоунским макияжем и цветком вместо стетоскопа время от времени можно встретить в любой больнице Новосибирска. Они вносят легкую смуту в больничный быт, но зато делают детей и их родителей, которые терпеливо ждут выздоровления собственных чад, чуть более счастливыми. Мы встретились с основателями этого движения в нашем городе и спросили, что самое сложное в такой работе и как реагируют малыши и ребята постарше на «докторов» с клоунскими носами.
Опыта больше года
В обычной жизни Надежда Лузина (доктор Матрёша) и Александра Кострыкина (Зефирка) — идеологи новосибирского движения больничных клоунов — не носят белых халатов и клоунской атрибутики, но с ними и без того очень интересно и весело. О характере хозяев говорит их дом: штаб новосибирской больничной клоунады расположен в лабиринтах одного из зданий в центре города, рядом с ННИИТО, и раскрашен изнутри всеми цветами радуги.
Посмотреть на Надежду и Александру в работе не получилось. Почти во всех детских больницах, по их словам, сейчас из-за сезонной волны ОРВИ установлен карантин. Но это не беда. На самом деле мы уже знакомы и встречались во время проведения благотворительной акции «Улыбка», когда детям со всей Сибири бесплатно исправляли врожденные дефекты лица.
Всего девушки больше сотни раз приходили в детские отделения хирургии, стоматологии и онкогематологии. Опыт, считают, уже весьма приличный.
— Сперва в инициативной группе нас было двое: я и Саша, — вспоминает Надежда Лузина. — Мы почти год пытались собрать команду друзей и соратников, но не получалось. Тогда решили организовать первую городскую школу больничной клоунады. Пригласили двух педагогов из Москвы и Казани, рассмотрели 44 анкеты, выбрали 15 волонтеров, десять из них сейчас регулярно ходят к деткам в больницы.
После трехдневного интенсивного обучения клоуны пару недель стажировались в трех больницах — федеральном нейрохирургическом центре, детской клинической больнице № 3 и детской гематологии в Краснообске.
«Студентов не берем»
— Буквально на прошлых выходных мы набрали еще одну команду волонтеров из 18 человек, — продолжает Надежда Лузина. — Честно сказать, они все такие волшебные!
После объявления о начале второго набора в школу больничных клоунов поступили порядка 60 заявок, но кто-то, как и в прошлом году, не пришел на собеседование или не смог вписаться в график.
— Конечно, всегда отсеивается очень много желающих быть больничными клоунами, — рассказывает Александра Кострыкина. — Не каждый готов к тому, что больничная палата станет частью его жизни. Раз в неделю надо сходить в больницу, раз в месяц встретиться с командой, чему-то поучиться. От того, к чему ты привык, в любом случае надо будет отказаться, а это тяжело.
Спрашиваю у девушек, подойду ли я в клоуны. Шансы имеются. В больничные клоуны в нашем городе берут в основном взрослых людей с гуманитарным образованием, необходимый возраст — от 22 лет.
— Мы принципиально не набираем студентов, которые еще ищут себя, — говорит Александра. Самой ей чуть больше двадцати лет, но себя она к разряду не определившихся студентов не относит.
— Как появилась идея пойти в клоуны? — переспрашивает девушка. — Пришло приглашение на обучение из Томска, я подумала: почему нет, я ведь и так в волонтерской среде.
Выбор Надежды Лузиной, по ее словам, был более осознанный:
— Я была волонтером, ходила в приюты к животным, в детдома к детям, но все время хотела найти систематический проект, который помог бы мне делать какие-то добрые дела на постоянной основе.
Обход врачей — святое дело
Чему учат больничных клоунов?
— Есть азы больничной клоунады, — говорит Надежда. — Как удержать внимание, как вести себя в тех или иных ситуациях и так далее. На самом деле давно придуман целый кодекс таких правил. К примеру, клоун никогда не ходит в больницу один. Он всегда следит за распорядком дня и руководствуется принципом «не навреди». Мы не кричим, не хлопаем дверьми, и обход врачей для нас святое дело. Это все помимо чистоты рук.
Несложно предположить, что далеко не во всех больницах врачи рады таким гостям. Болезнь, особенно серьезная, далеко не шутка. Но девушки находят выход.
— Ищем лояльные больницы, адекватных главных врачей, — рассказывает Саша. — Поиск идет через знакомых. Есть врачи, которые относятся к нам очень хорошо, например главный врач больницы детской скорой медицинской помощи Александр Заблоцкий. Он всегда за новые формы работы и сразу нам дал добро.
Работа с врачом, продолжает Александра, — важнейшая часть выхода клоуна в больницу, другими словами, клоуны и люди в белых халатах — это друзья и партнеры. Именно доктора сообщают волонтерам, есть ли недавно поступившие пациенты, у кого сегодня температура, кто боится уколов и так далее. Так клоун понимает, чего ему делать нельзя и с какой целью заходить в каждую конкретную палату.
Смотреть на болеющих детей без особой эмоциональной закалки, конечно, непросто, говорят девушки.
— На Новый год нам было настолько тяжело, что мы приходили домой и просто ложились спать, происходило эмоциональное выгорание, — рассказывает Саша. — Мы ссорились с близкими людьми, не все понимали, зачем нам все это нужно.
— Мы все живые люди, — продолжает Надежда Лузина. — Детей, конечно, жалко, особенно когда смотришь на работу коллег со стороны. Но жалость — непродуктивное чувство. Если будешь только жалеть, не останется никаких сил, чтобы действовать.
«Нет задачи, чтоб нас все любили»
Какая главная задача у клона в больнице? Оказывается, не только рассмешить.
— У нас нет задачи, чтобы нас все любили, наоборот, бывает важно, чтобы ребенок увидел клоуна и построжился на него: «Эй, глупый клоун! Ты зачем пришел?», — рассказывает Надежда. — Кому еще он может это сказать, доктору и маме? Также и мамы могут выплеснуть свое раздражение, пусть лучше на нас, чем на какую-нибудь медсестру.
Откровенных стычек с медперсоналом девушки не припомнят, хотя забавные случаи, конечно, иногда случаются.
— Помню, однажды в одной из больниц мы пускали мыльные пузыри, — вспоминает Надежда, — а уборщица стала кричать на нас в присутствии детей: «Что вы делаете? Я только здесь все помыла». Мы посмотрели, удивились и начали вытирать пол пальцами, потому что мы кто? Мы клоуны.
Готовых сценариев в работе больничных клоунов нет, говорят мои собеседницы, но есть базовые аниматорские штучки. Либо ты предлагаешь что-то ребенку, либо ждешь, когда он проявит инициативу.
— Был один случай, — вспоминает Надя. — Заходим в палату и видим: сидит мальчик, уткнулся в компьютер. Думаем, ничего не будем делать, посмотрим. В один момент он повернулся и очень здорово на нас зарычал, как лев. Всем сразу после этого стало легче, и мальчику в первую очередь. Он на время отключился от своих забот.
У каждого клоуна в работе свои уловки, но главное — не профессиональные приемы, а правильный настрой, говорят девушки. Если он есть, сразу чувствуешь, как больничная атмосфера преображается и становится более душевной.
Скоро будет бесплатный магазин
На что живут больничные клоуны в нашем городе? Постоянного источника дохода у них, конечно, нет, как и заработной платы два раза в месяц. Откуда взяться такому благу цивилизации? Очереди из спонсоров, желающих помогать на постоянной основе, пока не наблюдается.
— Мы все время в поиске, участвуем в конкурсах, выигрываем гранты, — говорит Александра. — Плюс какие-то наши вложения. Надя весь Новый год трудилась Снегурочкой, заработала денег, и теперь у нас есть арендованное помещение. Я недавно продала свою цепочку. У меня много всего подобного, чем я не пользуюсь.
В планах у девушек — не только продолжать работать в больничной клоунаде, но и выйти на уровень социального предпринимательства:
— Мы хотим сделать благотворительный магазин, куда каждый новосибирец сможет принести что-нибудь из того, что ему уже не нужно, и взять то, в чем он нуждается.
Совсем скоро этот магазин должен начать свою работу — подготовка идет полным ходом.
СПРАВКА
В Новосибирске волонтерская организация больничных клоунов появилась в декабре 2012 года. Главные лекарства таких специалистов — шутки, воздушные шары и мыльные пузыри.