USD 102.3438 EUR 106.5444
 

Всегда готовые любить и рожать

Наталья НАШТАЛОВА

Что творится в зоопарке между «женихами» с гривами и «невестами» с когтями и в шубах?

Накануне Дня влюбленных мы понаблюдали за животными в зоопарке в надежде увидеть интересные сцены из их семейной жизни. Особых страстей с раскидыванием инвентаря, биением стаканов об стены и заламыванием лап, как и взаимного эротичного кусания друг друга, мы не заметили, но узнали, что такое звериная любовь и нежность и почему не стоит обижаться на альфа-самца за его неверность.

Пухлость морды — это плюс
Несмотря на прелестную погоду, в зоопарке пока холодно, но животные не в обиде. Шубки у всех красивых, быстрых, когтистых и усатых его обитателей по-зимнему красивы и пушисты. Пухлость морды, кстати, сейчас уже не лишняя. Перед началом весны животных, у которых есть пары, селят вместе, чтобы после народилось потомство.

— Брачный период обычно начинается в марте, но животных сводят вместе заранее, — комментирует Евгения Пирожкова, сотрудник информационно-аналитического отдела Новосибирского зоопарка, — чтобы привыкали друг к другу.

Другими словами, сейчас вместе все, кто имеет желание и возможность немного покрутить любовь с особью противоположного пола и продолжить свой род. Вместе и любимые в народе белые медведи, и птицы, и обезьяны, и все прочие обитатели зоопарка.

Вопросы о том, как животные понимают, что пришла весна и что им надо «делать детей», остаются висеть в воздухе без ответа, но упираться никто не упирается, говорит Евгения, поэтому почему бы и нет?

Контрацепция и воздержание
По пути к теплому дому, где живут обезьяны и другие обитатели тропиков, выясняем, есть ли в Новосибирском зоопарке герои-любовники, матери-героини и многодетные отцы. Конечно, здесь их немало.

Львы Нати и Зевс вместе десять лет, и малыши у них появляются с завидной регулярностью. Почти при каждом скрещивании потомство дают и представители обезьяньего мира.

— У птиц птенцы вылупляются не так часто, — добавляет Евгения Пирожкова, — хотя яйца они откладывают каждую весну…

Вот вам и готовый сюжет про бедную птицу-мать и утешающего ее пернатого отца, но есть еще более жалостливая, мелодраматичная тема. Кому-то из особо ценных живущих в зоопарках животных, например амурским тиграм, не дают скрещиваться каждый год, чтобы у самки-матери была возможность отдохнуть. Растратишь бесценную шкуру на бесконечные изматывающие роды, а что потом?

— Не то чтобы им навязывают какую-то контрацепцию, — с улыбкой поясняет наш экскурсовод, — им просто не дают встречаться, самец и самка живут в соседних вольерах и не видят друг друга. Возможно, «пишут в мыслях» стихи и письма — вот так-то, а кому сейчас легко…

У него царапина, значит, он мужик
Убеждение, что в зоопарках звери ленивы и не желают «жениться» и производить на свет потомство, Евгения опровергает с легкостью:

— Здесь у нас все, кому надо, находят свое личное счастье. Все у них идет как положено: и встреча, и звериное замужество-женитьба, и прибавление в семействе — все, как задумывала природа.

Всегда ли удается пристроить детенышей и есть ли на них очередь?

Особой очереди нет, говорит Евгения, в большинстве случаев детенышей пристраивают успешно. Если же по каким-то причинам этого не происходит, координаторы вида рекомендуют, куда отправлять малышей, чтобы они попали в хорошие руки.

— С позапрошлого года у нас еще остались львы, — рассказывает Евгения, — сейчас они часто встречаются и не являются редкими животными, но даже пока потомство не пристроено, мы не можем запретить животным размножаться.

Львам везет, а тиграм нет, делаем мы скоропалительный вывод и все вместе подходим к клетке со львами. Два больших рыжих пятна встречают нас издалека — это подросшие котята. Мама занята хозяйством: она только пару раз выглянула из своего укрытия, убедилась, что все в порядке, и вернулась к своим львиным делам. Папа прохаживается вдоль забора, впечатляя нас царственной, непринужденной походкой, и то и дело касается мордой то сына, то дочери.

Деткам из этой семьи по полтора года, и сейчас их можно точно разграничить по шкале «самец — самка». У девочки — своеобразное, умилительное выражение морды. Она такая смешная, разве что не делает сэлфи на фоне сугробов, чтоб отправить подружкам по Сети. У мальчика этой вечной весны во взоре нет: у него царапины на носу и под глазом и отрастает грива.

О чем в этом вое поется?
Рожают животные в Новосибирском зоопарке естественным способом. Во время столь деликатного события за ними присматривают, однако с помощью не лезут. Как идет процесс, определяют по звукам.

— Все самки в нашем зоопарке в основном рожают не первый раз, — рассказывает Евгения, — поэтому все проходит без проволочек.
После рождения малыша его, оказывается, не сразу отпускают в мир: надо, чтобы мать для порядка повоспитывала свое дитя, к примеру, показала какие-то моменты охоты.

— Чужих матерей в животном мире почти не бывает, — рассказывает Евгения. — Детеныш, если сможет пристроиться к не родной маме, то только, возможно, в двухмесячном возрасте. Позже такого союза не допустят ни, скажем так, искусственная мама, ни детеныш.

По ходу нашей необычной экскурсии по любовным и семейным делам животных выясняем, принято ли у них каким-то образом выражать свои эмоции.

— Только в период размножения, — рассказывает наша собеседница, подводя нас к вольеру с медведями Каем и Гердой. — А потом им без разницы.

Каю и Герде сейчас друг до друга, кажется, есть дело. У них новая фаза семейных отношений — опять любовь. Дочку Шилку, любимицу многих новосибирцев, отселили, скоро она переедет в новый дом и даже в другую страну, поэтому у отца и матери есть время друг для друга.

Хорошие, крепкие семьи, рассказывает Евгения Пирожкова, бывают не только у медведей, но и у волков. Они хоть и суровые хищники, но друг друга выбирают, как правило, раз и на всю жизнь. Песен друг другу не поют, разве что воют, а вот о чем в этом вое поется, нам неведомо.

Жена мандрила, знай свое место
В вольере кенгуру — иная модель семейной жизни. Он и они, его барышни во множественном числе, разлеглись и дрыхнут по всему периметру звериной квартиры. У самцов этих животных всегда есть и первая, и вторая, и десятая по счету любовь, они более чем полигамны, но девушкам и женщинам с сумками на брюхах и детенышами в них обижаться на непутевого папашу, мужа и любовника просто грех. Он полюбил и забыл — в этом вся его суть.

Самцов тапиров, судя по выражению морд, можно сравнить не с «ходоками», а с верными, простоватыми, но надежными, исполнительными мужьями. Здесь не страсти, а тихая мирная семейная жизнь. Это действительно так, говорит Евгения. Тапиры добродушны, легко приручаются, разве что могут нечаянно, по неуклюжести обидеть малыша. Мол, почему им вдруг стало мало внимания? Другими словами, пока потомство подрастает, мужчины-тапиры идут «пастись» на отдельную жилплощадь.

В соседнем вольере видим еще один гарем — там живут мандрилы. Хозяина всего этого бабьего царства легко определить по колоритной морде и характерному норову альфа-самца. Сразу видно: в этом доме женщины всегда знают свое место.

Кстати, о птичках, раз тема сегодня любовь и отношения. Посетители зоопарка не мешают нашим парочкам уединяться и исполнять супружеский долг?

— Отнюдь нет, — говорит Евгения Пирожкова. — Им ваше присутствие без разницы. Это же вы к ним пришли, а не они к вам. Иногда кажется, будто они даже специально играют на публику: мол, смотрите, а у нас тут вот что происходит.

Так что любят друг друга в Новосибирском зоопарке духовно, а чаще телесно даже черепахи. Да что черепахи, даже птицы… Как у них это происходит — вот вопрос, прямо скажем, на засыпку.

— Он ее щипает и запрыгивает сверху, — смеется над корреспондентской любознательностью наша собеседница. — На пальцах это не объяснить, это надо видеть.

Фотографии статьи
Фото Аркадия УВАРОВА
Фото Аркадия УВАРОВА
Фото Аркадия УВАРОВА
Фото Аркадия УВАРОВА