USD 102.3438 EUR 106.5444
 

Новосибирцы всё больше верят в чудо и «Битву экстрасенсов»

Виталий СЕРГЕЕВ

Как правильно искать пропавшего человека, и почему многие не хотят быть найденными

Согласно официальной статистике МВД России, ежегодно в стране в розыск объявляется более 100 тысяч человек. Большинство из них находятся быстро и живыми, но часть исчезает бесследно. По неофициальным данным, таких людей гораздо больше, но, как бы то ни было, цифры все равно впечатляющие. В пресс-центре ГТРК «Новосибирск» эксперты рассказали, какова ситуация в нашем регионе и какие категории людей находятся в группах риска.

Находить станет проще?
Правила розыска пропавших людей в России будут изменены: в ближайшее время Минюст официально зарегистрирует совместный приказ МВД, Генпрокуратуры и СКР, в котором прописан новый порядок рассмотрения заявлений об исчезновении людей. Вот только некоторые предложения: если нет полных данных гражданина, неточен адрес или нет фотографии — это не повод отказать родственникам в приеме заявления; если у пропавшего должен был быть с собой мобильный телефон, то его будут автоматически считать жертвой преступления. Помогут ли новые меры искать быстрее? И насколько эффективно правоохранительные органы занимались этим ранее?

По словам начальника отдела координации деятельности по розыску лиц ГУ МВД России по Новосибирской области Евгения Чуйко, полиция и раньше без дела не сидела. А ощущения родственников, что по их пропаже плохо работают, зачастую субъективны.

— Ситуация такова, что у полицейских просто нет выбора, — отметил Чуйко, — контроль за расследованием дел идет как со стороны нашего непосредственного руководства, так и со стороны прокуратуры и Следственного комитета РФ. В целом процент найденных людей довольно высок, хотя, конечно же, хотелось бы находить всех без исключения.

В прошлом году (примерно как и в предыдущие годы) в Новосибирской области разыскивались 1 800 внезапно исчезнувших людей. К концу года их осталось 604. Из 774 пропавших несовершеннолетних не найденными оказались 77 человек, то есть 10 процентов. Самая сложная категория для розыска — это так называемые утратившие связь с родственниками: за 2014 год и январь текущего года зарегистрирован 431 человек, про судьбы 305 пропавших до сих пор ничего не известно.

Анализируя за долгий период такие случаи, полицейские пришли к выводу, что чаще всего подобные люди неожиданно «срываются» в другие регионы в поисках работы. А когда надежды на быстрый заработок не сбываются и обрадовать родных нечем, стараются и вестей домой не слать. Конечно, бывают случаи, когда люди попадают в неприятные ситуации, даже в фактическое рабство, но таких сегодня единицы. Некоторые, наоборот, хорошо устраиваются, порой заводят новые семьи и стараются ничем не напоминать о себе. Даже если полицейские находят такого человека, он может письменно заявить, что не желает выдавать свое новое место жительства. Тогда родственникам говорят, что ваш муж или сын жив, но с вами общаться не хочет. Бывает и такое…

Криминал не доминирует
Когда пропадает человек, первые мысли близких чаще всего мрачные: убили, ограбили или что-то еще. Если пропавший был за рулем или при нем находилась крупная сумма денег, то чаще всего дурные предчувствия сбываются. Но в общей статистике криминальные исчезновения не доминируют.

— Есть порядка 15 основных признаков, позволяющих предполагать, что пропажа человека связана с криминалом, — сказал Евгений Чуйко. — За прошлый год согласно этим признакам было заведено 29 уголовных дел по статье 105 «Убийство», 15 из них были расследованы и закрыты, еще одно дело закрыли за отсутствием состава преступления.

Весна — пора бежать
Наступления теплого времени года полицейские и поисковики ждут с привычной опаской. Ребятишки из детских домов и центров временного пребывания, грибники и ягодники, юные влюбленные и психически больные — многие представители этих групп населения весной и летом ощущают жгучую охоту к перемене мест. О чувствах близких или всем известных мерах предосторожности (например, заряженная батарея мобильного телефона) они, как правило, думают в последнюю очередь. По словам руководителя поискового отряда «ДоброСпас Новосибирск» Марии Парватовой, они готовятся к очередному всплеску, который, увы, практически неизбежен.

— Одно дело, когда человек заблудился в лесу, а другое, когда он целенаправленно бежит из родного или казенного дома просто в поисках приключений, — подчеркнула Парватова. — Мы стараемся в последнее время проводить максимально широкую профилактическую работу среди детей и подростков. Привлекаем их в наши ряды, они составляют ориентировки, сидят на обзвоне, иногда участвуют в поисках. И когда видят, сколько сил, средств и нервов это отнимает, то начинают задумываться. Кардинально ситуацию с побегами подростков мы вряд ли сразу изменим, но работа проводится.

Зиму, кстати, поисковики всегда используют максимально эффективно. В 2014 году они выиграли грант регионального минсоцразвития, на средства которого не только закупили рации, навигаторы и фонари, но и обучили 20 новых волонтеров азам поисков людей.

Не откладывайте на завтра
Новосибирские полицейские к новому приказу, о котором мы говорили в начале статьи, относятся спокойно — ситуация с регистрацией заявлений о пропаже людей и раньше была нормальной. Другое дело, что люди не всегда и часто не сразу идут в полицию. Хорошо, если напрямую обращаются в «ДоброСпас», который сотрудничает и обменивается информацией с правоохранителями. Нередко люди в первую очередь обращаются к экстрасенсам, благо этого «добра» теперь полно как на ТВ, так и в Сети.

— Я все понимаю — отчаяние, вера в чудо и так далее, но порой это переходит границы разумного, — сказал Евгений Чуйко. — Многочисленные и бесконечные «Битвы экстрасенсов» сильно запали в душу людей, и они воспринимают происходящее на экране за чистую монету. Я в отделе координации деятельности по розыску лиц работаю с 1998 года, и ни разу, подчеркиваю — ни разу, экстрасенсы реально не помогли в поисках. Лучше обращайтесь в полицию, желательно сразу же, как только у вас возникли опасения, что ваш родственник или знакомый пропал. Наши результаты уж точно выше, чем экстрасенсов.

КСТАТИ
В особую группу риска входят глубокие старики, больные люди и маленькие дети — те, кто не может назвать или вспомнить свою фамилию и адрес. Бывает, что в домах престарелых или в интернатах подолгу живут люди, которых годами ищут близкие. Чтобы этого не случилось, милиция советует положить во все карманы ребенка или старушки визитки с домашним адресом и телефоном.

ФАКТ
У новосибирских полицейских есть своя культовая история, реально случившаяся в Ленинском районе несколько лет назад. Влюбленная старшеклассница ушла жить к своему парню, не предупредив мать. Та, естественно, подала в розыск, девочку искали. Что интересно, жила беглянка поблизости от матери, ее даже видели некоторые знакомые, но искренне считали, что это просто похожий человек. Так продолжалось два года, пока очередной увидевший девушку не проявил настойчивость и не сообщил в полицию.