USD 102.3438 EUR 106.5444
 

Нигилизм на парковке

Елена ЕМЕЛЬЯНОВА
Фото Михаила ПЕРМИНА
Фото Михаила ПЕРМИНА

Не все новосибирские пешеходы готовы защищать свои права и согласны с действиями активистов движения «Стопхам»

В среднем два — три миллиона просмотров в считаные недели собирают видеоролики российского общественного движения «Стопхам», выложенные в Сети. Посетители готовы тратить свое время на просмотр того, как активисты просят автовладельцев, нарушивших правила, перепарковать машины. Если водитель отсутствует или отказывается переместить свой транспорт, на лобовом стекле оказывается наклейка «Мне плевать на всех, паркуюсь как хочу». Порой это вызывает нешуточную агрессию владельцев авто. В ход могут пойти не только руки, но и бейсбольные биты, и сам автотранспорт, используемый как таран против активистов. Мы сходили в один из рейдов новосибирского «Стопхама», что регулярно проходят на улицах областного центра.

Мы — за закон
Дата и место проведения рейда были объявлены за пару дней до начала акции в одной из социальных сетей. В назначенную субботу возле станции метро «Маршала Покрышкина» собрались около десятка людей студенческого возраста. Была среди них и девушка.

Координатор новосибирских рейдов — Григорий Русиков, 19-летний студент-заочник одного из вузов. Он уверен, что действия активистов — это выражение их гражданской позиции против хамства и нарушения закона. Об этом говорят и все остальные собравшиеся.

— Нужно бороться с правовым нигилизмом, где бы он ни проявлялся, пусть даже это нарушения закона на мелком уровне, — считает Илья, студент Сибирского государственного университета путей сообщения.

Нарушают ли их действия какие-либо законы, ребята твердо не знают.

Закон — за нас?
— Если акция проведена без согласования с властями, то она носит незаконный характер, а это значит, что действия как организаторов, так и участников акции будут содержать состав административного правонарушения. Если в ходе проведения акции будет причинен значительный ущерб автомобилю, расклейщикам грозит уголовная ответственность. Если незначительный, то административная, — считает юрист Олег Роговой, член общественной организации «Ассоциация юристов России». Однако за четыре года пока никто не квалифицировал рейды «Стопхама» как митинги или массовые пикеты — акции, которые действительно требуют согласования с властями.

— Насколько я помню, на активистов в России не было заведено ни одного дела. В Новосибирске был случай, когда водитель, припарковавшийся на остановке и торговавший из машины тюльпанами, вызвал наряд полиции. Он написал заявление, с нас взяли объяснения. Через неделю мне пришло уведомление, что в возбуждении административного дела отказано в связи с отсутствием состава преступления, — вспоминает Григорий Русиков.

«Так есть ли нарушение закона со стороны движения «Стопхам» или нет?» — с таким вопросом мы обратились к адвокату Павлу Яровому, председателю коллегии адвокатов «Форум», члену совета адвокатской палаты Новосибирской области. Он согласился с тем, что ответственность может наступить лишь в том случае, если автомобилю причинен значительный ущерб.

— В данном случае возможна уголовная ответственность. Например, если бы ребята не клеили наклейки, а что-то выцарапывали на капоте. А так необратимых последствий нет, — считает он.

Нарушают или нет?
Оценка юристами действий активистов кардинально различна.

— Это люди, которые стремятся навести порядок в своем городе и стране, чтобы хоть кто-то соблюдал закон. Они действуют искренне, не получая за это ни копейки. Но здесь важно видеть грань и не допускать противоправных действий: не проявлять агрессию и не нарушать безопасность дорожного движения, — уверен Павел Яровой.

Его совет — клеить наклейки не на лобовое стекло, пусть даже со стороны пассажирского сидения, а, например, на капот, чтобы не допустить даже возможности дорожно-транспортного происшествия из-за ограничения видимости.

— Действия активистов нарушают права других людей, пусть даже не соблюдающих правила дорожного движения. Увидели нарушение закона — позвоните в полицию, — считает Олег Роговой. Хотя, по его мнению, определенная эффективность в действиях стопхамовцев есть — возможно, кто-то задумается, прежде чем оставлять машину в неположенном месте.

Впрочем, вопрос эффективности рейдов — спорный. Вряд ли даже еженедельные рейды десятка человек изменят реальную ситуацию с парковкой в полуторамиллионном городе. Скорее всего, эту проблему нужно решать комплексными методами — организовывая парковки и добиваясь соблюдения закона силами дорожной полиции, в чьи обязанности это входит.

Мы обойдем, не нужно клеить
Возможность влиять на ситуацию дает выход протестной энергии граждан, считает Олеся Вальгер, координатор движения «Искалеченный Новосибирск».

— В этой ситуации происходит общественное саморегулирование — в рамках закона одни граждане показывают другим свое недовольство действиями, нарушающими их права как пешеходов, — уверена она.

Другой вопрос в том, как на это реагируют вызывающие законное недовольство пешеходов водители. В тот субботний рейд лишь один из десятка водителей перепарковал свой транспорт без оскорблений в адрес стопхамовцев. Люди за рулем были очень возмущены тем, что кто-то указывает им на нарушение закона и просит покинуть тротуар, пешеходный переход или пункт остановки общественного транспорта.

В дело шли угрозы, ненормативная лексика, оскорбления. Впрочем, новосибирским водителям стоит отдать должное — активисты общероссийского «Стопхама» Новосибирск считают городом вежливых людей. За несколько лет не было ни одного случая нападения на стопхамовцев, чем грешат многие невменяемые автомобилисты в других городах.

Но самое большое удивление у меня, неопытного участника рейда, вызвала реакция прохожих. Люди были уверены, что машина, брошенная на тротуаре, — это не настолько веский повод, чтобы наклеить что-то на чужое имущество. Впрочем, некоторые боязливо предлагали провести рейд в каком-либо еще более проблемном, на их взгляд, месте. Естественно, оставляя за собой роль лишь советчика, но не участника или организатора. В новосибирских интернет-комментариях к роликам эти реакции граждан очевиднее и грубее — ведь в Сети высказать критику не так страшно.

В конце этого рейда активистам пришлось вызвать дорожную полицию, поскольку водители трех автомобилей отказались убирать машины с тротуара. Полиция приехала, выписала штрафы и отогрела в патрульном автомобиле ребят, час ждавших их на осенней улице.

КСТАТИ
Принимать участие в рейдах движения «Стопхам» могут лишь совершеннолетние — это связано с риском оказаться в полиции или получить травмы от агрессивного водителя. Часть родителей совершеннолетних, но юных участников того рейда, в котором принял участие корреспондент «Советской Сибири», не была в курсе того, куда отправились их дети, а часть знала и одобряла их действия.

ФАКТ
В центре Новосибирска парковочных мест прибавится на 5 тысяч. Организовать их планируют в ближайшие 3 — 4 месяца. Стоимость платной парковки будет в пределах 30 — 40 рублей за час. Наряду с платными появятся и бесплатные парковки, причем в пределах пешей доступности. Об этом заявил директор Новосибирской городской службы парковки Игорь Зимин

Фотографии статьи
Фото Михаила ПЕРМИНА
Фото Михаила ПЕРМИНА