Догоним. А надо ли?
Обеспеченность автомобилями в России пока в два раза ниже, чем в развитых европейских странах
В середине 80-х годов группа «Веселые ребята» напевала слегка «критическую» песенку: «Наверно, скоро мы ходить разучимся, уже привычка ездить в нас живет. Пройти пешком всего два шага — мучимся, сто километров на авто — не в счет». Они и представить не могли, что произойдет десятилетия спустя. Все-таки тогда автомобиль в стране был в большей степени роскошью, и лишь в последнее десятилетие стал средством передвижения. Ну, или стояния в пробках — кому как повезет…
В 1985 году автомобилизация населения СССР составляла всего 45 автомобилей на 1 000 жителей, и отнюдь не в Москве и Ленинграде их было больше всего. Самыми «автомобильными» регионами тогда были республики Северного Кавказа, а также почему-то Республика Хакасия и Курганская область. Новосибирская область была абсолютно на уровне Москвы — 53 автомобиля на 1 000 человек, так что столицу мы догнали уже тогда.
В 2014 году, по данным аналитиков агентства «Автостат», обеспеченность россиян легковыми автомобилями достигла отметки 274 штуки на 1 000 жителей. За последний год прирост по этому показателю составил 6,6 процента, а за последние 15 лет автопарк страны увеличился в два раза.
Наиболее обеспеченными автомобилями регионами стали Приморский (572 штуки) и Камчатский края (458 штук). Одна из причин столь высоких показателей, как полагают эксперты, кроется в том, что через Дальний Восток идет ввоз подержанных иномарок из Японии. Не исключено, что какая-то часть из них, «уходя» вглубь страны, продолжает числиться на учете в Приморье и на Камчатке. Фактическая же обеспеченность в этих регионах может быть на уровне других лидеров рейтинга, составляя 300 — 350 автомобилей на 1 000 жителей. Примерно такой же показатель и в Новосибирске, а в целом по нашему региону машинами владеют около 270 граждан из тысячи.
Обеспеченность автомобилями в России пока в два раза ниже, чем в развитых европейских странах, и в три раза меньше, чем в США. В то же время она из года в год растет. По оценке «Автостата», примерно через восемь — десять лет этот показатель приблизится к уровню стран Восточной Европы — 400 автомобилей на 1 000 жителей. Осталось построить дороги, развязки и разработать грамотные модели организации движения.
ЦИФРА
В рейтинге стран мира по автомобилизации (версия The World Road Statistics) безоговорочное первое место занимает крохотное Сан-Марино, где на 1 000 жителей приходится 1 139 машин. На втором месте — Лихтенштейн, дальше идут Монако, Люксембург и Исландия. Россия расположилась в пятом десятке списка, уступая таким странам, как Беларусь, Болгария, Эстония, Фарерские острова, Латвия и Литва.