USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Какое семя?

Марина ЛУПЕЙКЕНЕ
Екатерина Шевцова — ведущий агроном семинспекции. Фото Марины ЛУПЕЙКЕНЕ
Екатерина Шевцова — ведущий агроном семинспекции. Фото Марины ЛУПЕЙКЕНЕ

В Новосибирской области в 2014 году зерновые и зернобобовые культуры были посажены на площади 1,6 миллиона гектаров

В Краснозёрском районе ежегодно проводится мониторинг 65 процентов зерновых от валового сбора, что в среднем составляет более 160 тысяч тонн зерна. И это только в одном районе. В области всего три лаборатории на 30 сельских районов в составе семенных инспекций в Новосибирске, Краснозёрском и Карасуке, наделенные правом давать оценку качества товарного зерна, которое должно соответствовать техническому регламенту, значит, требованиям безопасности самого зерна и пищевой продукции из него.

Краснозёрский отдел филиала ФГБУ «Россельхозцентра по Новосибирской области» — теперь так официально именуется районная семенная инспекция. Суть ее работы осталась прежней: давать оценку тому зерну, что выращено хлеборобами. Зерно в зависимости от качества используется для разных нужд. Лучшее, как правило, закладывается на семена, товарное идет на переработку, в итоге преобразуясь в разнообразные пищевые продукты, часть зерна скармливается домашним животным и птице.

Проводить мониторинг качества товарного зерна — такова дополнительная функция, возложенная не так давно на специалистов семенной инспекции, основная же задача — работа с семенами зерновых культур. Из фольклора в нашу речь вошли привычные выражения: «Какое семя — такое племя», «Что посеешь, то и пожнешь», «От осинки не родятся апельсинки» и ряд других. В сохраненной через пословицы и поговорки народной мудрости четко подмечена важность именно семенного материала.

Гарантия для крестьян
Со слов начальника отдела Краснозёрского филиала Валентины Шекера, почти сорок лет жизни посвятившей проверке семян в главном хлебном районе области, в их службе сложно назвать период, когда специалисты семенной инспекции вдруг оказались бы не востребованными помощниками для земледельцев района. Понятно, что основная работа приходится на осень, на период уборки урожая с полей, когда всех интересует вопрос именно качества зерна и дальнейшая работа с ним в зависимости от результатов анализа. Хорошее зерно — это деньги, что получат крестьяне за сданный хлеб.

— Могу сказать, что ни разу не было, чтобы результаты наших заключений не совпали бы с теми, что проводятся специалистами элеваторов и мелькомбинатов при приемке зерна, — продолжила разговор Валентина Михайловна. — Мало того, выданное нами заключение для сельхозпредприятий становится своеобразной гарантией и подстраховкой. Ведь прежде всего мы государственная служба, честно и ответственно выполняющая свое дело, а не заинтересованная материально сторона.

Зерно по ГОСТу
При любых видах на урожай и его качестве крестьяне в уборочную первым делом заботятся о создании семенного фонда хозяйств. Сначала отсыпается в склады семенное зерно, далее уже все остальное. Причем в одном хозяйстве только пшеницы бывает несколько сортов, плюс к этому другие культуры. Прежде чем выдать документ о соответствии семян требованиям ГОСТа, в семенной инспекции их проверяют на всхожесть, влажность, чистоту (засоренность примесями), считают вес тысячи зерен, который нужно обязательно знать при расчете нормы высева на посевной.

Кропотливая, однообразная и ответственная работа, требующая соответствующего склада характера. В Краснозёрском отделе именно такие специалисты-агрономы и подобрались: добросовестные и аккуратные Лилиада Кравчишина, Надежда Шатохина, Екатерина Шевцова, Екатерина Бридгер и Ирина Тростянская.

— Практически у всех огромный опыт работы. У каждой свое направление исследований. Всю зиму работаем с семенами: считаем, взвешиваем, проращиваем в термостатах, высеваем в растильни. Все результаты тщательно фиксируем и только затем выдаем хозяевам зерна документ соответствия. Результат может быть разным, мы просто его фиксируем, какой-то запретительной функции на нас не возложено. Но опять же без нашего заключения продать или обменять зерно нельзя.

Будем с хлебом
Уборку в Краснозёрском районе почти на две недели задержали зарядившие дожди. На полях на момент нашей встречи в райсеминспекции оставалась еще половина урожая нынешнего года. По ночам на градуснике уже минусовые температуры: не побьет ли зерно морозом? Екатерина Бридгер, главный агроном по защите растений в отделе, развеивает мои опасения:

— Зерно полностью спелое, значит, морозобойным уже не будет. Все, что привозили к нам на анализ, идет в среднем с клейковиной 24 — 25, по-краснозёрски настоящее хлебное зерно.

Пока жатва в районе выходит на завершающий этап, в отделе чуть меньше нагрузка. Большим облегчением в работе стало приобретение современного оборудования. Например, аппарат «Инфраскан» (по цене сравнимый со стоимостью приличной иномарки) в считаные минуты определяет влажность, клейковину, белок и прочие показатели в заданных образцах зерна. Но конкуренции со стороны техники и оборудования специалисты семинспекции не опасаются, наоборот, мечтают о роботе, который, к примеру, начиная с середины августа вместо них колесил бы по полям всех хозяйств собирать образцы колосьев. Самое главное — здесь точно знают, что в их деле ни одна машина не заменит человеческих глаз и рук.