ТАСС: надёжность, точность, достоверность
Изучая историю отечественного медиагиганта, можно с легкостью пролистать всю историю нашей страны
Cтарейшее российское информационное агентство отметило в эти дни свой юбилей — 110 лет исполнилось знаменитому ИТАР-ТАСС. Мы «пробежались» по десятилетиям биографии медиасимвола страны.
Русская телеграфная агентура
Предыстория ТАСС уходит во времена Русско-японской войны. В то время на нашу страну лился поток отнюдь не белого пиара, и надо было срочно что-то предпринимать. Сообщения Торгово-телеграфного агентства, предшественника ТАСС, игнорировались, а то и искажались в невыгодную для нас сторону.
Чтобы создать некий информационный заслон, щит и восстановить историческую справедливость, министерства внутренних дел, иностранных дел и финансов решили создать на базе Торгово-телеграфного агентства русскую телеграфную агентуру, независимую от иностранных агентств и располагающую обширной сетью собственных корреспондентов.
Первого сентября 1904 года на базе преобразованного агентства начал работу первый в стране единый орган распространения государственной информации. С этого дня и ведет свою историю ТАСС. Основной задачей созданной структуры было, как тогда писали в газетах, «сообщать внутри Империи и за границей политические, финансовые, экономические, торговые и другие имеющие общественный интерес сведения».
Агентство работало круглосуточно, имело штат из 70 сотрудников, корпункты в Европе, Средней Азии и на Дальнем Востоке.
В августе 1914 года, в связи с переименованием Санкт-Петербурга в Петроград, агентство стало называться Петроградским телеграфным агентством. В сентябре 1918-го ПТА объединили с Бюро печати при Всероссийском центральном исполнительном комитете. Так был образован центральный информационный орган РСФСР — Российское телеграфное агентство (РОСТА). В том же году РОСТА, как и все органы власти советской республики, переехало из Петрограда в Москву.
С помощью трафарета
Наибольшую известность и славу агентству принесли сатирические плакаты «Окна сатиры РОСТА». Почему окна? Да потому, что выставлялись плакаты в витринах продуктовых магазинов, пустовавших в период военного коммунизма.
Плакаты представляли собой серию рисунков со стихотворными подписями, реже — одиночное изображение и лаконичный слоган, опять же в стихах. Посвящались они самым злободневным событиям: Гражданской войне и интервенции, продразверстке, различной производственной тематике. Зачастую были иллюстрациями к телеграммам, передававшимся РОСТА в газеты.
За исключением первых, нарисованных от руки, плакаты тиражировались с помощью трафарета и распространялись в столице, а впоследствии и в других городах страны.
Самое первое «окно» нарисовал штатный сотрудник РОСТА художник Михаил Черемных. Подписи к рисункам сочинил журналист Николай Иванов, творивший в этом жанре под псевдонимом Грамен. Плакат был выставлен в витрине магазина на Тверской улице в сентябре 1919 года.
Затем костяк творческой группы пополнился Владимиром Маяковским и художником Иваном Малютиным. Из примерно 1 300 «окон», выпущенных с 1919 по 1922 год этой группой, Маяковский нарисовал, по разным данным, от 400 до 500 штук. А для 90 процентов всех «окон» поэт сочинил тексты.
«ТАСС уполномочен заявить»
Аббревиатура ТАСС — Телеграфное агентство Советского Союза — появилась 10 июля 1925 года. В этот день было опубликовано постановление Президиума ЦИК СССР об учреждении агентства и закреплении за ним статуса центрального информационного органа, обладающего исключительным правом собирать и распространять информацию внутри Союза и за его пределами. При этом телеграфные агентства союзных республик могли собирать и распространять информацию только на своей территории. Как информационный орган союзной республики РСФСР РОСТА просуществует до 1935 года.
Материалы корреспондентов ТАСС в 1920 — 1930-х годах — это прежде всего история становления социализма в СССР. Ведущее место в потоке информации занимала тема индустриализации — сообщения корреспондентов с крупнейших строек страны: ДнепроГЭС, Магнитки, Уралмаша, Челябинского и Сталинградского тракторного заводов, ГАЗ и других.
Тридцатого марта 1934 года впервые прозвучала фраза «ТАСС уполномочен заявить», напечатанная в газетах «Правда» и «Известия». С этих слов — «ТАСС уполномочен…» — начинались официальные сообщения, заявления и опровержения ТАСС. Историки считают, что ряд таких «тассовок» диктовал или редактировал Иосиф Сталин.
Укрепить веру в неизбежность победы
В годы Великой Отечественной войны в ТАСС была создана фронтовая редакция, и многие корреспонденты работали на передовой.
Самым знаменитым проектом Телеграфного агентства Советского Союза военных лет были «Окна ТАСС», ставшие продолжением традиций «Окон сатиры РОСТА».
Первые «Окна ТАСС» появились на улицах Москвы 27 июня 1941 года. Они были призваны поднять боевой дух солдат, в ярких и простых образах укрепить веру людей в неизбежность победы над врагом. «Окна ТАСС» также рисовали с помощью трафаретов. Только в первый месяц войны было выпущено 119 названий плакатов, размноженных в количестве 7 200 штук.
«Окна ТАСС» стали художественным явлением в стране. Только в московской редакции над «Окнами ТАСС» работали 125 художников и 83 писателя. Тексты писали Демьян Бедный, Самуил Маршак и многие другие знаменитые литераторы.
Во все районы земного шара
В 1960-е годы изменилась организационная структура агентства, она перестала быть ведомственной, а управления и отделы стали редакциями. В тот же период возникла самостоятельная редакция спортивной информации, а несколько позже — редакция внешнеторговой информации.
Значительно расширились возможности сбора информации в зарубежных странах — вдвое увеличилось число отделений и корреспондентских пунктов за границей.
В 60-е годы ТАСС вошел в пятерку мировых информационных агентств наряду с Ассошиэйтед Пресс, Юнайтед Пресс Интернэшнл, Рейтер и Франс Пресс.
Росли технические возможности ТАСС. Были введены в действие мощные передатчики, обеспечивающие трансляцию сообщений по системе радиотелетайпа практически во все районы земного шара. Новостные ленты на иностранных языках пополнились за счет сообщений на арабском языке.
Одни из первых в Интернете
Еще больших масштабов работы удалось добиться ТАСС в конце 80-х годов. Агентство «перемалывало» в сутки свыше четырех миллионов слов — то есть около 15 тысяч машинописных страниц. За рубежом действовали 94 отделения и корреспондентских пункта ТАСС, журналисты были аккредитованы в 125 странах мира.
Информацию о событиях внутри Советского Союза собирали в общей сложности более 1 500 корреспондентов и свыше 400 фотожурналистов. Фотохроника ТАСС в год выпускала 6,5 миллиона черно-белых и 500 тысяч цветных фото, более двух миллионов клише.
Сообщения и фотоинформацию ТАСС получали более тысячи зарубежных информационных агентств, газет, журналов, теле- и радиокомпаний. Практически во всех 8 200 ежедневных газетах мира в той или иной форме появлялась информация ТАСС.
Девяностые годы внесли свои коррективы. Как и все в стране, изменилась работа медиагиганта. Тридцатого января 1992 года агентство обрело новое имя и стало передавать новости на информационные ленты под маркой ИТАР-ТАСС.
Активно совершенствовались технологии передачи информации. Так, в декабре 1992 года ИТАР- ТАСС открыл собственный центр космической связи. В зоне покрытия космических аппаратов находилась почти вся сухопутная территория планеты. В середине 90-х — еще один прорыв: ИТАР-ТАСС стал одним из первых СМИ, вышедших в Интернет.
ТАСС сегодня
ТАСС — по-прежнему авторитет и мощь на рынке СМИ. Корреспондентская сеть компании не имеет аналогов в России.
На сегодняшний день ТАСС является главным источником иностранной информации в России, что позволяет агентству обеспечивать министерства и ведомства страны оперативными аналитическими материалами.
Сегодня агентство реализует масштабную программу технологического перевооружения, которая рассчитана на четыре года. Она позволит полностью преобразить и органично интегрировать деятельность ТАСС в современный мир социальных сетей, мобильного Интернета и адаптивного контента, а также выпускать продукцию с учетом индивидуальных потребностей любых групп заказчиков.
ТАСС выпускает более 100 информационных лент о политической, экономической, общественной, культурной и спортивной жизни на шести языках: русском, английском, французском, немецком, испанском и арабском.
Другими словами, это было и остается брендом номер один. Кстати, о бренде. Осенью 2014 года ТАСС объявит о создании мощного бренда государственного информационного агентства России «ТАСС». Решение о необходимости создания первого в истории агентства бренда было принято в 2013 году на основании исследований и опросов общественного мнения, которые проводились не только в России, но и за рубежом. Выяснилось, что существующее название — ИТАР- ТАСС — в сознании людей прочно ассоциируется с негативными эмоциями (неповоротливое, громоздкое, официозное и так далее). И напротив, ТАСС — с такими понятиями, как надежность, точность информации, государственность и достоверность.