USD 101.6143 EUR 105.2512
 

С миру по рублю — и в дело

Виталий МАСЛЮК
Фото с сайта techcrunch.com
Фото с сайта techcrunch.com

Приживется ли в Новосибирске краудфандинг — народное финансирование интересных проектов?

Выражение «Были бы деньги, а остальное купим» сегодня можно смело изменить на «Была бы идея, а остальное найдется». Дело в том, что в России набирает обороты краудфандинг — новый способ финансировать идеи и проекты. В нашем регионе этим пока пользуются единицы, но размах все равно удивляет.

Плати не хочу
Краудфандинг — это добровольное сотрудничество людей, которые, объединяя свои деньги, поддерживают других людей или организации. При этом сбор средств может служить для самых разных и зачастую фантастических целей — помощь пострадавшим от стихийных бедствий, поддержка политических кампаний, финансирование стартапов, музыкальных групп, благотворительных фондов. При этом в самом начале пути должна быть заявлена цель, определена необходимая денежная сумма, просчитаны все расходы. А чтобы исключить мошенничество, информация по ходу сбора средств должна быть полностью открыта для всех. Принципиальное отличие краудфандинга, например, от сбора пожертвований в том, что спонсор, поддержавший рублем чужую идею, получает благодарность, приятный сувенир: упоминание в титрах, диск либо новую книгу с автографом, ужин в компании автора проекта или даже роль в фильме, деньги на создание которого он пожертвовал.

У нас в стране действует две платформы по сбору денег от незнакомцев — Boomstarter.ru и Planeta.ru. При этом самые популярные (по сборам, по количеству заявок, по количеству успешно завершенных проектов) категории на этих платформах — музыка, кино и книги.

— Участник краудфандинга должен создать историю, которая имеет начало и конец — это не бесконечный процесс. Нельзя просто заявить: мы будем собирать деньги, чтобы спасать кошек и собак. На самом деле проведение таких кампаний — очень большая работа, а не волшебная сказка, в которой так легко достаются деньги, — отметила консультант «Теплицы социальных технологий» Дарья Алексеева (Москва). Не так давно Дарья, между прочим один из лучших специалистов в России по краудфандингу, работала в Новосибирске, где дала мастер-класс по этому вопросу для представителей общественных организаций.

Кстати, не брезгуют краудфандингом и известные люди нашей страны. Так, народными деньгами уже воспользовались группы «Пикник», «Би-2», «Несчастный случай», драматург Евгений Гришковец и многие другие.

— Нельзя замыкаться внутри своего региона — нужно выходить на федеральный уровень. Подобные примеры в том числе уже есть и в Новосибирске. Нет такого, что жители Москвы жертвуют исключительно на московские проекты. Это совсем не так — важно грамотно рассказать о вашем проекте, — отметила Дарья Алексеева.

По собственному желанию
Сейчас на краудфандинговых платформах можно найти около двадцати проектов с новосибирской пропиской. Они совершенно разные, необходимые суммы колеблются от девятисот рублей до полутора миллионов. Среди идей — открытие гитарной мастерской, создание интернет-портала для поиска бизнес-партнеров, социального сервиса для автомобилистов, интернет-магазина по продаже чая и многое другое.

— Для меня краудфандинг — единственный способ собрать средства для выхода на новый уровень турниров по дартсу, у которых все больше и больше единомышленников. Мной заявлена сумма в полтора миллиона рублей. На сегодняшний день собрано чуть более тридцати тысяч. Но шанс еще есть, — отметил автор проекта «Дартс Лига Сибири», житель Баганского района Николай Сибирский.

Интересно, но большую часть уже собранной суммы, тридцать тысяч рублей, пожертвовал один человек. Кто это, Николай сможет узнать только по завершении проекта. Кстати, если идея не набирает определенной суммы, то деньги возвращаются их обладателям.

Активно собираются средства на социальные проекты. Так, в мае этого года благодаря поддержке людей со всей России в областном центре удалось реализовать проект «Фрукты ветеранам». Вместе с социальными работниками был составлен список нуждающихся ветеранов, которые практически не выходят из дома, которых не навещают родственники, а их пенсии хватает лишь на лекарства и дешевые продукты. В итоге им подарили продуктовые наборы, в которых были разные фрукты, овощи, мед и орехи.

От батарей до чая
Если на Западе сейчас через платформы коллективного финансирования запускают новые стартапы, исследования и даже целые производства, то в России доля предпринимательских проектов на краудфандинговых платформах пока невелика. Один из самых громких и успешных проектов был запущен как раз в Новосибирске — производство солнечной батареи PlanarSun.

Разработчики «чудо-устройства» отмечают: «Для того чтобы обеспечить автономное энергообеспечение ноутбука, айфона или других устройств на стандартных солнечных батареях, нужно иметь площадь этих батарей в полтора-два раза больше, чем сами мобильные устройства. Фактически нужно носить еще одно достаточно габаритное устройство». Согласитесь, не очень удобно.

Новосибирцы же предложили решение, позволяющие уменьшить стоимость батареи в семь раз и при этом сохранить компактные размеры. Идею активно поддержали, было собрано около 220 тысяч рублей, что на 44 % больше, чем изначально планировалось. Однако одним из самых ярких и известных примеров успешного использования краудфандинговых платформ в России стало дело Гузель Санжаповой, которая собрала 455 000 рублей на оборудование для пасеки. Эта пасека дала постоянную работу жителям крошечной деревушки Малый Турыш на Урале. Каждый из акционеров впоследствии в качестве вознаграждения получил порцию меда. Повторно Гузель собирает деньги с избытком, так как жертвователи (по-другому их называют акционерами) чувствуют ответственность за людей, которым помогли единожды.

Как говорят эксперты, краудфандинг хорош не только для начинающих предпринимателей, но и для тех, кто успешно работает, но задумал выход на новый рынок или запуск нового продукта или услуги. Для бизнеса краудфандинговые платформы — это хороший способ узнать, насколько потребителю интересен проект. Например, если деньги через краудфандинг собрались, значит, высока вероятность, что и продукт будет востребован. А если денег нет, то большая вероятность, что и в жизни предприниматель мог бы погореть на этом.

За краудфандингом будущее. С одном стороны, это реальный шанс помогать реальным людям. А с другой — возможность воплотить в жизнь интересную идею и при этом ни от кого не зависеть.

КСТАТИ
Рекордсменом по сбору народных денег в России является проект Владимира Мирзоева и Виктора Шендеровича, которые планируют выпустить телеспектакль «Петрушка». На сегодняшний день ими собрано почти 7 миллионов рублей.

ФАКТ
Через российскую краудфандинговую платформу Planeta.ru уже удалось собрать более ста миллионов рублей.