Притяжение неба
Авиашоу посетили более пятидесяти тысяч человек
В минувшее воскресенье на аэродроме Мочище под Новосибирском прошел грандиозный авиационный праздник «Небо — любовь моя», посвященный 100-летию системы противовоздушной обороны России и 85-летию авиации Сибири. Посмотреть на чудеса в небе приехали десятки тысяч новосибирцев и гостей города.
Еще задолго до начала праздника на аэродроме стали собираться зрители. Когда до начала авиапредставления оставалось примерно полчаса, припарковать автомобили недалеко от аэродрома было почти невозможно. Сразу стало понятно, что по количеству участников шоу побьет все рекорды — только по самым скромным оценкам его в этот раз посетили более пятидесяти тысяч человек против двадцати тысяч в прошлом году. Среди гостей — ветераны сибирской авиации, первые лица области и Новосибирска.
— Это праздник для тех, кому небо стало призванием и судьбой, — отметил временно исполняющий обязанности губернатора области Владимир Городецкий. — Убежден, что сегодня на этом летном поле находятся много ребят, которые свяжут свою судьбу с небом, будут учить самолеты летать. Праздник хорош тем, что он нам дает возможность почувствовать историю авиации в целом и сибирской авиации в частности. Это гордость за надежность воздушных границ нашей страны. Своим развитием наша область во многом обязана авиации.
В годы войны наш город не случайно называли авиаградом, потому что тысячи боевых самолетов были выпущены на заводе имени Чкалова. Авиация для нашего региона — это особая судьба.
В этом году авиашоу проходило уже в четвертый раз. И оказалось как никогда богатым на сюрпризы. Один из них — выступление симфонического оркестра Новосибирской филармонии, которое сопровождало чудеса, происходившие в небе. Поэтому сердце замирало не только от мастерства летчиков и рева моторов, но и от живой музыки.
Также на аэродроме работала выставка авиационной техники и ретроавтомобилей, состоялось выступление фолк-группы Street Fiddlers и оркестра волынщиков из Москвы.
Открылось шоу реконструкцией боя времен Великой Отечественной войны от исторических клубов Новосибирска. Ненадолго реконструкторы перенесли всех зрителей в 1944 год. В качестве разогрева — полеты мотопланеристов, мотодельтапланов, поднятие воздушных шаров, а также эффектные трюки от парашютистов.
От «мертвой петли» до «бочки»
Безусловно, все самое интересное и зрелищное в этот день происходило в небе. Почти два часа в режиме нон-стоп друг друга сменяли вертолеты и самолеты Вооруженных сил России, одиночный и групповой пилотаж гражданской авиации и авиации общего назначения. Открывали шоу летчики-испытатели НАЗ им. Чкалова на Су-34. В небо над аэродромом поднялись и «динозавры» авиации — легендарные Ми-1 и Миг-3. На последнем начинал летать знаменитый на весь мир новосибирец Александр Покрышкин.
— Мы занимались реставрацией и восстановлением Миг-3. Кроме Новосибирска такой самолет есть в Америке и в Подмосковье. Он полностью сохранил все свои характеристики, — отметил директор СибНИА имени Чаплыгина Владимир Барсук.
Зрители смогли с максимально близкого расстояния оценить выполнение «мертвой петли», «бочки» и других фигур высшего пилотажа. Казалось, что самолеты танцуют в небе. Техника весом в несколько тонн была легка и грациозна. Всего в празднике задействовано 90 единиц авиатехники. Свое мастерство продемонстрировали и летчики из Барнаула, Омска и других регионов Сибири и Урала.
Гвоздем авиашоу стало выступление самой известной в мире пилотажной группы Военно-воздушных сил России «Русские витязи». Они выступали в новосибирском небе уже второй раз. В этом году к ним присоединились отдельные самолеты Миг-31 и Су-24. Кроме того, ВВС России представили тройку вертолетов — Ми-24, Ми-8МТШ и Ми-8МТВ.
— Никогда раньше не видел такого разнообразия. Хотя был на подобных мероприятиях и в Москве, и за границей. Все на очень достойном уровне. Мой пятилетний сын уже заявил, что хочет стать летчиком, — поделился впечатлениями индивидуальный предприниматель Эдуард Евтуров.
Увлечение и бизнес
На авиашоу «Небо — любовь моя», пожалуй, был представлен весь цвет современной авиации. Зрители могли увидеть самые разнообразные вертолеты и самолеты. Например, двухместный самолет «Челавиа» P2002-JF, предназначенный для первоначальной летной подготовки гражданской авиации. Издалека могло показаться, что он игрушечный, — из-за компактности. Не сдают своих позиций и проверенные временем отечественные модели.
— Ан-2, пожалуй, самый надежный и самый лучший самолет. У нас он сделан один в один, как раньше. На сегодняшний день у нас двенадцать машин. Стараемся потихоньку популяризировать малую авиацию — где-то для прыжков с парашютом, где-то для перевозки людей, — рассказал директор авиакомпании «НСК-Авиа» Вячеслав Сычёв.
Такой бизнес родился у новосибирцев благодаря увлечению авиацией. Сейчас предприятие строит свой аэродром, многие работы по ремонту самолетов они могут выполнять самостоятельно. Видимо, тот, кто однажды полюбил небо и самолеты, расстаться с ними не сможет никогда.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Вячеслав СОРОГОВЕЦ, исполняющий обязанности начальника Западно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта:
— Именно из Новосибирска были совершены первые длительные перелеты в Москву. Это заслуга наших земляков, которые проложили воздушные пути на длительные расстояния. По праву город становится авиационным центром Западной Сибири. Для примера: сегодня подготовлено около пятисот молодых летчиков, которые вскоре сядут за штурвал самолета.
СПРАВКА
Аэродром Мочище был основан в 1950 году для осуществления практических занятий и отработки летных навыков молодых пилотов. Сегодня аэродром — единственный в регионе, где проходит обучение пилотов на легких и сверхлегких машинах.
ФАКТ
Первый в Новосибирской области авиационный праздник, посвященный Дню воздушного флота, состоялся на аэродроме Мочище 18 августа 1955 года. Тогда в небе свое мастерство показали инструкторы новосибирского аэроклуба на самолетах Як-18 и Як-18У.