USD 102.5761 EUR 107.4252
 

«Тихий Дон — 4»

Подготовила Татьяна ШИПИЛОВА
Полина Чернышова
Полина Чернышова

В станице Вешенской снимается очередная версия знаменитого романа

В Ростовской области, близ станицы Вешенская, режиссер Сергей Урсуляк снимает многосерийный фильм «Тихий Дон». Идея вновь создать фильм по знаменитому произведению появилась несколько лет назад, и подготовка продолжалась все это время — была проделана грандиозная работа.

— Конечно, мы могли все снять где-нибудь в Подмосковье, но для нас было принципиально сделать это на Дону, — говорит режиссер Сергей Урсуляк. — Главное, что мы сами себе не врем, когда говорим: вот степь, а вот Дон.

Под присмотром знатоков
Декорации возводили восемь месяцев. В чистом поле появился хутор. Часть зданий построили в соседней заселенной станице — дома местных жителей пришлось декорировать, чтобы они вписались в общую картину. Впрочем, казаки не возражали: рабочие заодно и крыши подлатали, и щели замазали, и электрические столбы поставили.

На площадке присутствуют консультанты, тщательно выверяется каждый шаг: как одевались казаки и казачки, как ели, как разговаривали, какие предметы быта использовали. Да что говорить, даже плетеные изгороди делали знатоки, а это, оказывается, не так уж и просто: ветки поддаются подобным манипуляциям только во время сокодвижения — не раньше, не позже.

— А по весне у плетней набухли почки, — с улыбкой вспоминают артисты.

Дома Мелеховых и Астаховых выросли на другой стороне Дона — на высоком берегу. На таком холме любил стоять и размышлять Михаил Шолохов, по словам его внука Александра, директора музея. И если в построенном к съемкам хуторе здания отделаны лишь снаружи, то хаты и дворы Мелеховых и Астаховых полностью обставлены. После съемок все будет передано Музею Шолохова.

И обаяние, и страсть
Роли главных героев — Григория и Аксиньи — достались молодым актерам Евгению Ткачуку и Полине Чернышовой. И если первого зрители знают по таким сериалам, как «Жизнь и приключения Мишки Япончика» и «Бесы», то Полина еще совсем юна.

— Полина только что окончила вуз. Я чувствую в ней глубину, богатство внутренней природы — она не играет роль, а проживает ее, — считает Урсуляк. — Ткачук же, в моем представлении, лучше всех соответствует образу Григория Мелехова. В этом парне есть и очень сильное мужское начало, и обаяние, и яркость, и страсть, и чувство юмора.

Конечно, гримерам пришлось поработать, чтобы превратить блондина Женю в Григория — теперь по площадке лихо скачет на коне жгучий брюнет. Кстати, актерам пришлось много чему учиться. Мужчинам — держаться в седле, женщинам — доить корову, правильно держать ухват, готовить. Кто-то даже специально брал уроки игры на гармошке. Все это продолжалось несколько месяцев.

Сотня лет пролетела…
Большинство предметов гардероба пришлось шить — для этого были изучены сотни архивных материалов. Например, для формы австрийской армии брали ткани из разных партий, состаривали их с помощью раствора марганцовки — получилось великолепно. А вот местные казаки из массовки приходят в своих костюмах: за сотню лет одежда ничуть не изменилась.

— Местные очень боятся размывания, чтут традиции, — жалуется художник по костюмам Алим Матвейчук. — В жизни так не было — мы изучали фотографии. Приходится спорить.

Отклонений от сюжета романа в фильме тоже не будет, но, конечно, без сокращений — никак.

— Мы снимаем историю про людей, которые жили своим миром, могли быть счастливы, а счастье не пришло, — рассказывает Сергей Урсуляк. — Мне кажется, «Тихий Дон» актуален в нашей теперешней готовности найти врагов внутри собственной страны, города, хутора, дома, внутри собственной семьи, в конце концов. События последних месяцев показали это. Фильм о том, как разрушались людские судьбы, как тяжело жить, когда мы друг другу враги.

Кстати, режиссер не видел экранизацию Сергея Бондарчука, а картину Сергея Герасимова смотрел очень давно. Так что зрителей ждет новое видение.

СПРАВКА
«Тихий Дон» Урсуляка — четвертая экранизация романа. В 1930 году был снят немой фильм Ольги Преображенской и Ивана Правова, в 1958 году свою версию поставил Сергей Герасимов, а в 1992-м — Сергей Бондарчук, в 2006 году фильм в формате сериала выпустил на экран его сын Фёдор.

Фотографии статьи
Евгений Ткачук