Молодые голоса и чувства
69-й творческий сезон в Новосибирском театре оперы и балета завершился яркой, необычной и, можно сказать, резонансной премьерой
В понедельник и вторник на большой сцене НГАТОиБ был впервые представлен мюзикл новосибирского композитора Андрея Молчанова «Кентервильское привидение» (сюжет Оскара Уайльда, либретто Вячеслава Вербина). Поставил спектакль Игорь Селин — режиссер нашумевшего «Фауста», одного из самых популярных сегодня у публики названий в оперной афише театра.
Три года, два вечера
Но уникальность новой постановки (кроме того, что это не опера, а мюзикл, да еще и местного автора) состоит в том, что впервые на главной сцене Сибирского Колизея в спектакле вместе пели студенты Новосибирской консерватории и солисты НГАТОиБ. И не было это случайностью, итогом разового решения — событию в течение трех лет предшествовала целенаправленная совместная работа НГК имени Глинки и театра.
«Кентервильское привидение» — их шестой совместный проект. А началось все в 2011 году, когда под занавес сезона на сцене оперного лучшим выпускникам консерватории (вокалистам, инструменталистам, музыковедам) были вручены красные дипломы, а поющие и играющие показали, на что способны, в большом праздничном концерте «Гаудеамус-гала». Мероприятие это стало традиционным, но на том сотрудничество не закончилось и тем не ограничилось. В концертном зале театра закипела бурная жизнь второй оперной сцены, на которой исполнителями стали студенты НГК, а всю постановочную работу осуществлял НГАТОиБ.
«Специализировались» на редких для репертуара сегодняшних музыкальных театров одноактных операх. В авторах — Сальери, Россини, Стравинский, нынче — Майкл Найман с оперой «Человек, который принял жену за шляпу». Собирали полные залы, успех, можно сказать, был оглушительный. Во-первых, молодых жаждали слышать и видеть их ровесники, а также родители и педагоги, во-вторых, вся обширная музыкальная «диаспора» Новосибирска.
Спектакли вошли в репертуар и полюбились публике. Кстати, комическую одноактную оперу Пуччини «Джанни Скикки» поставил здесь два года назад именно Игорь Селин, рассказавший историю о средневековом плуте как остроумную пародию с приметами неореализма. Музыкальным руководителем и дирижером всех постановок стал Пётр Белякин, участником под его руководством — симфонический оркестр НГАТОиБ.
И вот, что называется, «полный метр» — спектакль на большой сцене. К счастью, в закромах у новосибирского композитора Андрея Молчанова нашелся интересный материал — новый мюзикл (потом еще была доработка вместе с режиссером), поэтому постановка с участием студентов и выпускников консерватории получила также статус «мировой премьеры».
С фаустовской мощью
На ироничную готическо-юмористическую оскар-уайльдовскую новеллу по поводу противоречий между британским и американским менталитетом вслед за автором либретто Вячеславом Вербиным режиссер обрушивается со всей гёте-фаустовской мощью. И хотя на первом плане в спектакле любовь дочери новой владелицы замка миссис Отис — Вирджинии и ботаника-библиотекаря из Британского музея Чарльза, история получилась вовсе не камерная.
Гигантские, чуть карикатурные античные статуи, видеоарт, превращающий сцену то в зал аукционных торгов, то в облитый лунным светом замок, то в огромную строительную площадку (так и кажется, оркестр сейчас грянет свиридовское «Время, вперед!»), то в кабаре-шоу Canterville Hall, а главное — чрезвычайно многолюдная массовка делают сценическое пространство полем нешуточной сатирической битвы «звездно-полосатых» ценностей с многовековым укладом, традициями и предрассудками Старого Света.
Во всем этом бурлении людей и декораций, будем объективны, глаз выхватывает и остроумные локальные решения, детали сценографии. Например: огненные буквы пророчества на занавесе; макет замка, с которым появляются служители аукциона, а потом как романтический подарок прижимает к себе Вирджиния; три активно участвующих в действии портрета бывших обитателей замка; рисунок флагов на «проамериканском» параде, где красные и синие полосы на полотнищах существуют отдельно, а звезды и вовсе расположились на майках и шортах марширующих. Ну и так далее…
Не затерялись в Кентервиле
С удовольствием подчеркнем: не затерялся в Кентервильском замке также ни один персонаж — как вокально, так и артистически. Чувствовалось, с каким азартом участвуют в «студенческом» спектакле солисты — Юрий Комов (председатель аукциона, начальник стройки), Ольга Колобова (леди Абигайль, портрет), Алексей Лаушкин и Андрей Исаков (сэр Джеймс и сэр Эдуард, портреты). Галина Кузнецова в комической роли экономки Дороти постоянно, что называется, срывала аплодисменты зала.
Наверное, иначе и быть не могло: энергетика и эмоции (в том числе волнение) молодых исполнителей привносили в спектакль пульсацию живых чувств и атмосферу театрального праздника. Настоящей примой в этом ансамбле, безусловно, стала Дарья Соколова, хорошая вокалистка, с блеском исполнившая гротесковую роль богатой американки. Мятущийся призрак сэр Джон Кентервиль у Максима Головачева получился романтически-потусторонним (фактура, рост, интонации голоса), а потому очень трогательным и по-настоящему (конечно, не без доли иронии) взывающим к состраданию. Обаяние романтической пары влюбленных — Валентина Воронина (Вирджиния) и Василий Халецкий (Чарльз), покорившее публику едва не с первых минут, тоже трудно переоценить. Прекрасные голоса, яркие молодые чувства героев — все здесь сливалось в гармонии.
Единственное в чем, на мой взгляд, в этом спектакле гармонии недоставало, это некоторые решения хореографа (Андрей Гришаев), который не всегда поднимался до обобщений и подчас слишком прямолинейно и скучно через актеров миманса иллюстрировал тему (в частности, любовную сцену Вирджинии и Чарльза, марш призраков)…
* * *
На премьерных спектаклях «Кентервильского привидения» был аншлаг. Надеемся, он и в дальнейшем будет сопутствовать этому мюзиклу, и сообщаем, что следующие два показа — в октябрьской афише НГАТОиБ.
ФАКТ
Как сообщается на сайте Правительства РФ, премьер-министр Д.А. Медведев по итогам июньской встречи с руководителями региональных театров оперы и балета дал поручение министру культуры В.Р. Мединскому проработать вопрос о создании на базе Новосибирского государственного академического театра оперы и балета и Новосибирской государственной консерватории (академии) имени М.И. Глинки Всероссийского фестиваля оперных спектаклей консерваторий страны