Гайд-парк на улице Свердлова
В Городском центре изобразительных искусств открылась выставка «100 работ новосибирских фотографов», посвященная 121-й годовщине нашего города
За полчаса до открытия выставки броуновское движение — рукопожатия, объятия авторов, зрительские метания: «А это что, а это?..»
От работ же как будто исходит многоголосье — настоящий Гайд-парк: «Граждане, послушайте меня!» Ведь фотография не изобразительное искусство, в зародыше каждой — мгновенья-кадры настоящей жизни, будь то классический студийный или репортажный снимок, современная компьютерная экспериментальная и концептуальная арт-фотография. Любое произведение — высказывание не только эстетическое. Часто — публицистическое, социальное и всегда человековедческое.
Не в бровь, прямо в сердце
Что-то считывается сразу и бьет наотмашь. Как, например, работа из цикла «Внутренне пространство одиночества» Виктора Боровских, где юношеские комплексы загоняют героя в буквальном смысле в угол, на обочину коллективной радости спорта. Другой автор — Татьяна Букова — и сам намеренно «стреляет» прямо в зрительский лоб. «Россия-2014»: подросток в алой майке RUSSIA рядом с белокурой сестренкой-малышкой позирует на сельской дороге с винтовкой наперевес. Олег Шабинский то предельно уважителен и серьезен («Семья Власенко», «Ветеран Шилов»), то иронизирует, в данном случае — над суетой вокруг памятника вождю («Косметический ремонт»). Андрей Шапран, свободно паря между небом и землею, всего лишь в двух работах цикла «Путь к причалу» (история миссионерского корабля-церкви «Андрей Первозванный») задает зрительскому восприятию огромный диапазон — от жанровой контрсветовой зарисовки в духе юмористических чеховских рассказов до тинистого колорита живописи старых мастеров и превращения обычного сюжета (сход с корабля на берег) в метафорический…
И тут мы — третья столица
Но описывать игру света и тени, замысел, эмоции, выразительные средства и мастерство фотохудожника словами — дело неблагодарное, а в этом случае — и невыполнимое. Выставка называется «100 работ новосибирских фотографов». На самом же деле представлено 160 фотографий сорока двух авторов. По словам председателя регионального отделения Союза фотохудожников России Евгения Иванова, новосибирцам вполне по силам по первому зову сделать выставку из 500 работ ста новосибирских фотографов. Творческих сил достанет: новосибирская организация — третья по потенциалу и уровню в стране. И хотя отток талантов в столицы никто не отменял, Новосибирск эту планку уже много лет держит. Буквально накануне выставки у Союза фотохудожников появилась возможность начать обустраивать свой новосибирский Дом фотографии: мэрия выделила на проспекте Димитрова площади под две творческие мастерские, а обладатели их (Евгений Иванов и Андрей Лашков) в свою очередь решили отдать творческому сообществу часть помещений для коллективного пользования. Это должно дать импульс и новым проектам, и более регулярной выставочной деятельности, а также созданию архивного фонда.
— Это необходимо, потому что мы растем, и молодежь догоняет мэтров. Из десяти лучших молодых фотографов России — двое новосибирцы: Виктор Боровских и Антон Уницын. Из тридцати стипендий Союза фотохудожников России нынче пять отданы новосибирцам, — говорит Евгений Иванов. И добавляет: — Оценки и места, конечно, не самое главное. Главное, чтобы люди занимались творчеством. Фестивальная фотография — она как документальное кино, коммерчески не востребованная. Если какая-то работа продается, это скорее исключение, чем правило. Поэтому кормятся люди другим. А занимаются творчеством, равно как и делами общественными, фанаты-энтузиасты. Таким был и недавно ушедший из жизни Андрей Иванович Баскаков, председатель Союза фотохудожников России, памяти которого посвящена выставка.
Отсекая, как мрамор
…И вновь мы окунаемся в броуновское движение по периметру залов с фотографиями, прислушиваемся к голосам этого многоликого Гайд-парка.
Вот зоркий и философичный Владимир Дубровский с его «Анахоретом». Вот словно с волшебным объективом, смещая железные пролеты мостов, соединяя несоединимое и разделяя сросшееся, пролетает над городом и делает его средневеково сказочным или фантастически космическим Олег Башкатов, кстати, бывший штурман Ил-18. А вот признанный мастер арт-композиций Александр Копалов на фоне своих ярких и в хорошем смысле замысловатых произведений в технике компьютерного коллажа (он называет это монтаж) дает похожее на мастер-класс интервью, и мы с интересом прислушиваемся.
— Надо постараться, сделав интересную картинку, максимально выбросить из нее лишнее. Это трудно, но зато картинка становится все лучше и лучше. А в принципе монтаж поражает воображение лишь тогда, когда в нем заложена настоящая интересная идея.
Всматриваясь в отчетную выставку новосибирских фотохудожников, а здесь есть чему поразиться и чем восхититься вне зависимости от техник и жанров, с этим соглашаешься вполне.
СПРАВКА
В 2013 году новосибирские фотографы стали победителями на конкурсах в Санкт-Петербурге, Перми и Суздале, четыре человека получили стипендии Министерства культуры РФ для работы над авторскими проектами, Вениамин Скородумов удостоен престижного звания AFIAP «Художник Международной федерации фотоискусства», Андрей Шапран награжден призом «Золотое перо» как лучший фотожурналист Сибири и стал лауреатом одноименной премии Всероссийского конкурса, Константин Ощепков — лауреат престижного фотоконкурса в Китае.
ФАКТ
В регионе сформирована программа XXI сезона культурного центра Дома Цветаевой. В его рамках состоятся десятки мероприятий. Откроется сезон вечером памяти поэта «Театр Марины Цветаевой»