USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Плоды недетского любопытства

Виталий МАСЛЮК
Научные комиксы были созданы  в Новосибирске под руководством Маркуса Хоффмана. Фото предоставлено организаторами Новосибирской биеннале наукоемкого искусства
Научные комиксы были созданы в Новосибирске под руководством Маркуса Хоффмана. Фото предоставлено организаторами Новосибирской биеннале наукоемкого искусства

Художник из Германии Маркус Хоффман рассказал о том, что получается, когда наука и искусство соединяются вместе

На базе исследовательских институтов Академгородка и Технопарка в рамках Новосибирской биеннале наукоемкого искусства в апреле работали молодые художники, архитекторы и фотографы, создавая арт-объекты, находящиеся на стыке искусства и науки. Возглавил новосибирский воркшоп молодой художник из Берлина Маркус ХОФФМАН. В разгар творческо-исследовательской работы корреспондент «Советской Сибири» побеседовал с европейским гостем.

Найти разгадку
— Маркус, какие у вас первые впечатления от совместной деятельности?

— Скажу, что все очень позитивно. Участники открыты для совместной работы и получения определенных знаний и опыта. И я не исключение, мне очень интересно быть у вас.

— Каких результатов ждете от работы с сибирскими художниками?

— Честно? Сложно пока сказать, какой будет итог. Но то, что с каждым часом возникает все больший интерес и взаимные дискуссии, — это уже результат. Лично для меня самое главное, что я познакомился с большим количеством интересных, заинтересованных людей.

— На ваш взгляд, насколько наукоемкое искусство доступно для понимания большому количеству людей?

— Человек может проснуться и увидеть солнце. Хотя в этот же момент человек на другом конце планеты тоже увидит его, но совсем по-другому. Или, к примеру, самая знаменитая картина Малевича. Одни в ней видят обычный черный квадрат, а другие — способы рассмотреть совершенно иные цвета.

У каждого человека есть определенный личный опыт, и из-за этого «умное» искусство воспринимается индивидуально. В конце концов, оно и создается в том числе для того, чтобы его разгадать. Но в любом случае, готовя выставку, мы учитываем разные моменты: где она будет проходить, в какой стране, какая там политическая обстановка, менталитет людей.

— Какими проектами заняты сейчас?

— Мне о них сложно говорить. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Готовлю выставку в Москве, которая откроется в июле. Сейчас у меня несколько проектов в разных областях науки.

Так, с одним немецким неврологом мы фиксируем реакцию людей, больных шизофренией, на те или иные фотографии. Они их видят совсем по-другому, нежели здоровые люди. Думаю, что в итоге получится большая инсталляция. Хотя, с другой стороны, наше исследование и подробная фиксация результатов поможет разгадать эту болезнь.

— Часто ли бываете в России?

— В вашей стране я четвертый раз и точно знаю, что не последний.

Точки соприкосновения
— Какие науки вам больше всего интересны?

— Честно признаться, я с большим интересом берусь за любой материал, особенно если он новый для меня. А так меня привлекают биология, генетика и психология.

— Как рождаются идеи для наукоемких работ?

— А вы можете сказать, что у вас происходит в голове, когда вы задумываете какой-то текст? Об этом сложно говорить. Главное, чтобы был интерес и любопытство, но не детское, а осознанное. Плюс дело случая и желание.

Часто «запрос на творчество» приходит и от ученых, ведь иногда через художественное воплощение лучше понять механизмы тех или иных процессов, происходящих в природе или с человеком.

— Оказала ли на вас влияние русская культура?

— Многие вещи, которые сделаны у вас, я нахожу очень классными, при этом сами россияне почему-то их эстетическую красоту недооценили. Поражает в хорошем смысле слова и отношение русского человека к природе.

При строгом научном подходе у вас присутствует большой мистический компонент — такой своеобразной комбинации нет ни в одной культуре мира. И такие, казалось бы, мелочи по-настоящему меня завораживают.

— Видите ли вы перспективу развития этого направления искусства в Сибири и в Новосибирске?

— Россия — огромная страна, и я немножко, но знаком с ее современным искусством. Думаю, здесь есть тенденции к развитию именно этого направления, а у Новосибирска с его огромной историей исследований — тем более, поэтому здесь художникам будет очень интересно.

У вас уже установлена отличная связь между наукой и искусством. И не обязательно делать то, что создают в Москве или Санкт-Петербурге. Из разговоров с новосибирскими коллегами я понял, что они полны новых идей и замыслов. Время, когда наука и искусство были далеко друг от друга, давно прошло.

ДОСЬЕ
Маркус Хоффман живет и работает в Берлинe. Художник известен тем, что объединяет научные знания из самых разных областей, при этом умело варьируя между архитектурой, искусством и наукой. Проекты Хоффмана отмечены многочисленными стипендиями и премиями. Он успел поработать с Потсдамским астрофизическим институтом, Берлинским техническим университетом, Музеем современного искусства в Токио, Домом культур мира в Берлине.

КСТАТИ
Участниками воркшопа в Новосибирске стали молодые художники, архитекторы и дизайнеры Новосибирска, Томска, Красноярска, Барнаула, Омска, Кемерова и других городов. Площадками для их творчества были выбраны лаборатории Института ядерной физики, института физики полупроводников СО РАН, Международного томографического центра СО РАН, а также Технопарка Академгородка.

Фотографии статьи
Научные комиксы были созданы в Новосибирске под руководством Маркуса Хоффмана. Фото предоставлено организаторами Новосибирской биеннале наукоемкого искусства
Посетители Новосибирской биеннале наукоемкого искусства могли услышать звук собственного пульса. Фото предоставлено организаторами Новосибирской биеннале наукоемкого искусства