USD 102.5761 EUR 107.4252
 

У воды сто дорог

Николай ЦАРЕВ
Спуск воды из озера Макур (ОАО «Александровское» Карасукского района, апрель 2014 года) Фото предоставлено управлением «Новосибирскмелиоводхоз»
Спуск воды из озера Макур (ОАО «Александровское» Карасукского района, апрель 2014 года) Фото предоставлено управлением «Новосибирскмелиоводхоз»

Осушение Барабы начинал генерал Иосиф Жилинский. А чем живет сегодняшняя мелиорация?

Исполнилось 180 лет со дня рождения одного из основоположников русской мелиорации Иосифа Жилинского. В конце ХIХ века экспедиция под руководством Иосифа Ипполитовича приступила к комплексу работ по осушению Барабинской низменности. Требовалось наладить регулирование уровня воды в зоне строительства Транссибирской железнодорожной магистрали. Что удалось сделать с тех пор мелиораторам? Какие задачи им приходится решать в наши дни? Об этом рассуждает директор Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление «Новосибирскмелиоводхоз» Александр ГРИГОРЬЕВ.

Каналы работают
— Александр Иванович, построенные Иосифом Жилинским каналы в Барабе еще действуют?

— Пропускная способность их, конечно, уменьшилась, но они работают и поныне. Излишки воды уходят в реки Омь, Тара, Тартас, Кама и другие.
Еще до Октябрьской революции на территории нашей области были построены 18 мелиоративных систем. Например, в районе села Убинское берут начало Карапузская, Тандовская, Ильинская, Табано-Угурманская осушительные системы. В советское время велось их восстановление: расчищались протоки, обновлялись мосты, делались трубопереезды. Помимо сброса воды, налаживалась и ее задержка, чтобы на лугах можно было получать хорошие урожаи трав. Для этого устраивались шлюзы.

Во времена Иосифа Жилинского необходимо было отвести воды от Транссиба, поскольку часть трассы пролегала в краю болот. По мере освоения прилегающей территории понадобилось налаживать сельскохозяйственное производство. Как правило, вблизи основного канала рыли сеть мелких.

— Насколько дорогостоящи подобные работы?

— Для мелиоративных работ нужны немалые средства. Первые слабые попытки ухода за каналами были в двадцатых годах ХХ века. Начиная с 70-х годов ХХ века расчистка каналов, загущение осушительной сети, строительство оросительных систем шли по специальной программе. В каждом районе области появились подрядные организации, занимавшиеся мелиорацией. Они приобретали технику: экскаваторы, корчеватели, орудия для обработки почвы. Занялись эксплуатацией осушенных земель. Еще Иосифом Жилинским было замечено, что через два-три года после пуска канала его пропускная способность снижается: идет заиливание, зарастание травой, кустарником, а потом и мелколесьем. Поэтому систему надо постоянно поддерживать в функциональном состоянии.

К сожалению, в 90-е годы объем финансирования резко сократился. Это сказалось на состоянии эксплуатационных баз. Сегодня базы «Новосибирскмелиоводхоза» находятся в Ярково, Карасуке, Куйбышеве и Венгерове.

Методом двойного регулирования
— Что удалось сделать в предыдущие годы?

— Достигнутые результаты оказались колоссальными. Было налажено двойное регулирование. Часть воды сбрасывалась, а часть задерживалась — почва подпитывалась, и к сенокосу аграрии получали высокоурожайные травы.

В Каргатском районе в 80-е годы была построена система двойного регулирования. В совхозе «Знаменский» сеть осушительных каналов составляла полторы тысячи гектаров. Действовали трубопереезды для обработки сенокосных карт и шлюзы-регуляторы. В первые годы там получали почти по 40 центнеров сена с гектара, а на отдельных картах — до 55 центнеров. Однако в вопросах мелиорации тогда не все продумывалось. Такие системы не следовало отдавать в руки хозяйств. Сооружения должны обслуживать государственные организации, а хозяйства — платить налог за эту услугу.

— Какова ситуация в последнее время?

— Руководство страны понимает, что продовольственная безопасность во многом зависит от того, сколько внимания будет уделено мелиорации. У нас в области сейчас на учете 93 тысячи гектаров мелиорированных земель, из них 35,8 тысячи гектаров — системы регулярного орошения, они закреплены за хозяйствами. Лиманное орошение ведется на 14,3 тысячи гектаров. Наконец, 42,8 тысячи гектаров составляют осушенные земли. Орошение налажено в 22 районах, в четырех районах есть лиманное земледелие. Осушенные земли — в 13 районах Барабы.

Богатые травы
— Что делается там?

— Все осушенные земли используются. Где-то травы выкашиваются полностью, где-то частично.

С орошаемыми землями сложнее. Сохранился десяток хозяйств, которые целенаправленно занимаются вопросами орошения земель.

Я не имею в виду лиманы, потому что лиманами занимаемся мы. В Венгеровском районе урочище Таи располагает 3 536 гектарами. Эти земли распределены между хозяйствами. Сооружения обслуживает «Новосибирскмелиоводхоз». У нас в Венгерово действует эксплуатационный участок. На реке Кама близ деревни Козловка построено водохранилище емкостью пять миллионов кубических метров. Весной там собирается вода. Потом поочередно начинаем открывать затворы. Первым получает воду хозяйство «Туруновское», затем другие.

Раньше это урочище затапливалось бессистемно. В отдельные годы вода туда вообще не попадала. Теперь все под контролем мелиораторов, которые гарантируют подачу воды. Даже в засушливом 2010 году там собрали в среднем по 35 центнеров сена с гектара. Венгеровские кормозаготовители выполнили план скирдовки сена на 115 процентов.

Сейчас идет паводок, наши специалисты его регулируют. Нынешняя весна поторопилась. Уже начали заливать лиманы — около двух тысяч гектаров. Приблизительно месяц вода будет стоять на лугах. Потом ее спустят.

— Трава успеет к сенокосу нарасти?

— Конечно! Трава бывает почти с человеческий рост. В июле-августе там самый сенокос развернется.

Ухватить перспективу
— Есть ли перспективная программа мелиорации?

— Разрабатывается целевая федеральная программа на 2014 — 2020 годы. Предпринимаются попытки включить в нее регионы России. Нам дано задание собрать заявки хозяйств для включения в эту программу. Средства будут выделяться из федерального, областного бюджетов, а также хозяйствами. Причем предполагается, что к началу работ заявители уже должны иметь готовую проектную документацию.

— Где ее взять?

— Вопрос важный и непростой. Составление проекта — дело дорогостоящее. Неплохо, если б это делалось за счет государства, а хозяйства потом рассчитывались налогами. Это было бы более правильным.

— А у нас в области будет своя программа?

— Она уже начинает создаваться. Москва прислала рекомендуемую канву. Работа сдерживается тем, что в районных управлениях сельского хозяйства нет специалистов, которые могли бы грамотно оформить документы для программы. Специалисты «Новосибирскмелиоводхоза», начиная с меня, выезжают в Карасукский, Венгеровский, Куйбышевский, Новосибирский районы и проводят необходимую подготовительную работу.

Потихоньку налаживается работа по орошению полей в Кулунде. В Карасукском районе этим занимаются хозяйства «Студёновское», «Имени Дзержинского», «Благодатское» и некоторые другие. Порядка семи хозяйств подали заявки о готовности участвовать в программе — о том, что документация имеется и что она прошла экспертизу. Цель — восстановить поливные участки, на которых в девяностые годы орошение прекратилось. Проектированием у нас в области занимается ОАО «Запсибгипроводхоз».

— Действует ли Чёминская оросительная система?

— Да. В Ярково сохранился филиал. Магистральный канал работает. Сельхозпредприятие «Ярковское» летом ведет полив овощных культур. Чёминской системой пользуются садоводческие общества. Водовод проложен в хозяйство «Морские нивы», где тоже ведется орошение.

Многое зависит от того или иного руководителя сельхозпредприятия. Хозяйство «Приобское» Новосибирского района, руководимое Виктором Беккером, постоянно занимается совершенствованием поливной системы. Там на поливе картофель, овощи. Что крайне важно, Виктор Петрович и его коллектив сумели наладить реализацию своей продукции даже за пределы Новосибирской области, вплоть до Дальнего Востока. Благодаря умелой организации земледелия сельхозпредприятие успешно существует, хотя там и нет животноводческой отрасли.

Еще один добрый пример — акционерное общество «Племзавод «Ирмень» Ордынского района, возглавляет которое Юрий Бугаков. Там установками «Фрегат» налажен полив кормовых культур. Во-первых, племзавод постоянно имеет как минимум двухгодичный запас силоса, сенажа, во-вторых, удается высвобождать дополнительные площади для посева зерновых.

— Это и есть интенсификация сельскохозяйственного производства.

— Совершенно верно. В Кулунде сеяные травы в нормальные по погоде сезоны дают 12 — 15 центнеров сена с каждого гектара. А в хозяйстве «Студёновское» в 1987 году на 70 гектарах орошаемых полей сделали три сбора трав. Урожайность за сезон составила 142 центнера сена с гектара! Рекорд этот помнится. Так что кулундинские хозяйства не зря стремятся попасть в программу мелиорации.

СПРАВКА
Осушенные земли — низинные участки полей, вода с которых при помощи каналов отведена в ближайшие водоемы.