Ефим Шифрин: «Это дурацкое слово — звезда»
Побывавший накануне 1 Апреля в Новосибирске знаменитый артист Ефим Шифрин философски порассуждал о своей профессии и отношениях с поклонницами
Любимец публики, звезда эстрады, интернет-писатель и блогер, замечательный театральный актер, да еще и герой бодибилдинга, сумевший за несколько лет полностью преобразить свое «тело скромных возможностей», Ефим Шифрин привез новую программу «Шифринизмы-2» специально в Дом ученых Академгородка.
Время кавалерийских наскоков
— Как вы относитесь к Новосибирску? Сможете его, скажем, на карте найти?
— Ничего себе, отыскать на карте… Ваш городок на ней уже, можно сказать, торчит — небоскребы прямо-таки бродвейские выросли за то время, что мы здесь не были.
В моей судьбе Новосибирск занимает какое-то совершенно особое место — именно здесь я впервые начал играть сольные программы. Я отправился в плановые гастроли, будучи уже штатным артистом московской эстрады, и так выпало, что это был Новосибирск. Опыта тогда у меня никакого не было, и помню, как меня просто убивала «черная дыра» оркестровой ямы, когда мы работали в оперном. Она стояла передо мной прямо физической угрозой, я не мог понять, как «перекинуть» зрителю свои слова через это препятствие… Сейчас уже все по-другому…
Раньше больше времени здесь проводил — артистов моего жанра было немного, и я торчал здесь, помнится, чуть ли не неделю. Сейчас все происходит каким-то кавалерийским наскоком: один концерт в городе, который только из окна автомобиля и видишь, и пора мчаться дальше. А в ту пешеходную эру я очень много гулял по Новосибирску. Мне он и тогда казался огромным.
— Ваш герой — лирический. Это большая редкость для нашей эстрады. Как этот образ живет, развивается в нынешней ситуации? Он изменился?
— Не меняется только картинка. А у дурачков есть такое свойство — они остаются неизменными. Ясно ведь, что мой эстрадный герой и не герой вовсе в полном смысле слова. У него и черт-то никаких героических нет. Приобрети он черты настоящего героя — сильного, смелого, честного, красивого, он потеряет нечто главное — стихию комического. Будет не смешно. Неказистость, туповатость, зависимость от обстоятельств, никчемность — вот почва, на которой вырастает мой герой, почва, на которой нам всем смешно.
О Баскове и комарике
— Музыкальные номера в вашей программе зал встречает очень хорошо, виден явный интерес публики…
— В этих номерах моя хитрость. Я создаю островки безопасности, чтобы зрители немного отдохнули от смеха. Невозможно ведь весь концерт смеяться, смеяться, смеяться… Нужны минуты и для того, чтобы вздохнуть… А хитрость моя в том, что таким способом я дистанцируюсь от моих героев, выхожу из образа. Здесь я могу запеть или заговорить своим нормальным голосом. Порой меня не на шутку беспокоит: а не решат ли зрители, что между мной и моими персонажами разницы никакой и нет, что я такой и есть. Шучу, конечно… Зритель понимает, что это, как бонус за наше совместное усердие, дает возможность переключиться на какую-то приятную музыку. Например, свежий номер про комарика на мотив знаменитого итальянского шлягера «Блю канари». Женя Муравьёв, у которого вообще много хитов, придумал созвучную песенку про комарика, да еще связал ее с Басковым — получился отдельный комедийный номер, и сегодня он имел успех.
— Быть звездой юмора — каково это? Отличается, например, от жизни звезд певческого жанра?
— Я, конечно, привык, что так вокруг говорят — звезда, ухо уже притерпелось к этому дурацкому слову, но любой здравомыслящий человек, который в ладу со своей головой, понимает, что никакая он не звезда. Кроме того, моему поколению артистов сделали прививку от звездизма старшие товарищи. В те годы, когда я пришел на эстраду, зазвездиться было совершенно невозможно, настолько это выжигалось их иронией, выжигалось под корень: могли так высмеять за звездные замашки, что мало не показалось бы. Сейчас звездизм — общее место, сейчас уже перед гастролями оговаривается цвет занавесок в номере звезды… Меня это убивает.
Смешно так смешно
— Герой вашего дневника в Интернете — это вы или все-таки это герой?
— Честно скажу — герой. Наверное, я многих разочарую, но возникающая реальность диктует свои законы, задает свою систему координат. «Что такое я?» — вопрос философский и абсолютно нерешаемый. Даже наедине с подушкой я — тоже не я, потому как даже самим себе мы редко признаемся в собственной слабости. Конечно, я наделяю моего виртуального персонажа своими словами, я говорю за него. Я пытаюсь соблюсти ту меру откровенности, которая располагает ко мне людей, но не могу сказать, что это — я. Могу сказать, что это очень близкий мне персонаж.
— Из того, что там появляется, может что-то потом оказаться на сцене? Или эти сферы четко разделены?
— Это другой жанр. Я пытался… Так, у меня было несколько статусов, от которых я сам умирал, сам писал что-то от имени британских ученых, как это принято в Интернете, и мне казалось, что это просто «ай да Пушкин, ай да сукин сын!». И когда я убеждался, что люди принимают это за чистую монету, отвечают мне что-то, я сдался, понял, что шутить на этом поле я не буду. Другие у меня там читательницы — они любят моего лирического героя. Им надо меня пожалеть, согреть, принять за несчастного. А вот британский ученый не проканал.
— Как складывается очередная ваша программа?
— Эстрадная программа — это колода, я должен с каждой, когда приходит срок, расставаться. Плачь, стискивай зубы, но похорони достойно, не тащи на сцену то, что уже отжило. Невозможно сегодня иметь успех, пародируя Брежнева. Зритель тоже режиссер. Зритель тоже формирует мою программу своей реакцией. Если ему не смешно, я уважаю его выбор и не смеюсь вместе с ним. А если уж смешно, то смешно по-настоящему!
АНЕКДОТЫ ОТ ШИФРИНА
Стоят две девочки на балконе и плюются в прохожих. Злая оплевала 20 человек, а добрая — 40. Потому что Добро всегда побеждает Зло!
* * *
Новый русский олигарх поймал джинна из бутылки и приказывает ему:
— Значит так! Сделай мне такой мост, чтобы я до Гаваев пешком мог дойти, я боюсь самолетом летать!
— Но это очень тяжелая задача, давай попроще желание?
— Попроще? Хм-м... Я хочу понять женщин!
— Какой ширины должен быть мост?
* * *
Блондинка провожает своего парня в армию. Новобранец уже стоит на ступеньке вагона, поезд отходит. Блондинка говорит:
— Я буду ждать тебя!
— Света, не надо, иди домой, меня долго не будет!
ФАКТ
Ефим Шифрин автор трех изданных книг — «Театр имени меня» (в соавторстве с Георгием Виреном), «Личное дело Ефима Шифрина», и «Течет река Лета», а также интернет-дневников — «Течет река Лета», «Мир тесен» и «Дневник Котельника», опубликованных на его официальном сайте