Такой большой талантище
Завтра — Международный день театра
Накануне Международного дня театра в Новосибирском доме актера прошло открытие выставки, посвященной памяти театрального фотографа, кинорежиссера и кинооператора Геннадия Седова.
В последнее время мастер жил в Санкт-Петербурге, однако то, чем был Седов для Новосибирска театрального, можно было воочию (конечно, не сполна!) увидеть на выставке. Это галерея портретов замечательных наших актеров — Галины Алёхиной, Владимира Лемешонка и Игоря Белозерова, яркие, запоминающиеся образные фото Григория Шустера, юного Андрея Звягинцева… Список можно продолжать очень долго.
Открывал выставку большой друг Геннадия Седова председатель Новосибирского СТД Сергей Афанасьев. Вспоминая о масштабной во всех смыслах фигуре художника, он рассказал, как во время постановки «Чайки» решил использовать «масштаб» Геннадия Ивановича в эпизодической роли и что из этого получилось. Хотя, как дружно решили собравшиеся, артистом Седов не стал только потому, что ему было некогда.
Много трогательного об этом талантливом, добром и бесконечно обаятельном человеке сказала народная артистка РФ Галина Алёхина. Заслуженный артист РФ Владимир Лемешонок, который постоянно был на связи в «Скайпе» с женой Геннадия — Ларисой Седовой, вспоминал о встречах с Геннадием Ивановичем, где сполна проявлялся артистизм его натуры: как любили они пить разбавленное водой красное вино («как греки»!) и читать друг другу стихи, причем декламировать поэзию Бродского отваживался только неактер Седов.
Заслуженный артист РФ Григорий Шустер, рассуждая о таланте Седова и рассматривая свой большой портрет на фоне здания театра «Глобус», воспользовался цитатой из Пушкина о портрете Кипренского: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит». Народный артист РФ Игорь Белозеров признался в собственной нелюбви к фотографии и любви к художнику Седову, огромное обаяние которого превращало нелюбимую часть профессии в увлекательнейшее дело. Журналист Александр Раппопорт рассказал о многолетнем сотрудничестве с прекрасным режиссером и кинооператором, о сотрудничестве Седова с журналом «Театр», о невероятной работоспособности Геннадия Ивановича и любви ко всем составляющим профессии фотографа и оператора. А кинорежиссер Леонид Сикорук вспомнил совместную работу на телевидении: как с высоты своего огромного роста Седов снимал малышей, принимая немыслимые позы.
Открывшаяся выставка посвящена лишь одной грани таланта художника Геннадия Седова, однако фигура героя собрала вокруг себя всех: театральных артистов и режиссеров, кинодеятелей и телевизионщиков, поэтов и сценаристов. В подготовке выставки, организованной театральным музеем Новосибирского отделения СТД, активно участвовали театры «Глобус», «Красный факел», Новосибирский городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева. Совершенно неоценимую помощь оказали жена и дочь — Лариса и Елена Седовы, предоставив материалы из семейного архива.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Галина АЛЁХИНА, народная артистка России, из записей «ВКонтакте»:
— Гена... Чудный фотограф... С ним было легко: он просто умел снимать всякое напряжение и с юмором относился к тем, кто не любит (или не умеет) фотографироваться...
Светлая память тебе. У меня в гримерке висят две твои работы, которые я люблю.
БИОГРАФИЯ
Геннадий Иванович Седов родился 7 января 1950 года в Орске. После школы работал на местной студии телевидения телеоператором. Снялся в фильме «Впереди день» (киностудия им. Горького, режиссер — Павел Любимов). После службы в армии в 1972 году уехал в Новосибирск. Год работал электриком на Оловокомбинате для прописки в городе и в это же время на Новосибирской студии телевидения работал осветителем, затем — ассистент кинооператора, впоследствии кинооператор. В 1980 году поступил по ВГИК.
Работал с ведущими режиссерами Новосибирска, с 1990 года начал снимать документальные фильмы в качестве режиссера. Участник и призер международных и российских кинофестивалей.
Фотографией увлекался с детства, а в 1975 году серьезно занялся театральной фотографией. Сотрудничал со всеми театрами Новосибирска, публиковался во всех новосибирских изданиях, а также в журналах «Театр», «Театральная жизнь», «Петербургский театральный журнал» и др. Автор видеоверсий спектаклей НГДТ п/р Сергея Афанасьева и театра «Красный факел». Автор видеоряда в спектаклях театра «Глобус» «Софья Петровна» и «Ромео и Юлия». Автор десяти персональных фотовыставок.
В 2002 году уехал в Санкт-Петербург. Работал в Москве, где снял фильмы, в том числе «Гараж в России больше, чем гараж» (автор сценария, режиссер и оператор, номинант Национальной премии «Лавр», 2004 г.); «Кому надо — вылезай-ка» (автор сценария, режиссер и оператор, 2005 г.); «В начале была книга. Монологи на кухне» (автор, режиссер и оператор, 2006 г.); «Пани Малкина — чешская Раневская» (оператор, 2008 г.).
Умер 8 июля 2010 года в Петербурге.