Кто любил, кто был любим, тот знает...
Премьерный спектакль «Глобуса» о любви, ее законах и перипетиях тепло принят новосибирской публикой
Бог мой, как беззащитен человек, даже выстроивший высоченную оборонительную стену из принципов, запретов и философских умозаключений, перед чужим, любовным, к нему чувством! Пусть даже это лишь «слова, слова, слова», но, прежде декларирующего свою неприступность сердца, им сдается в плен самолюбие упрямца…
Изящный и остроумный французский комедиограф XVIII века Пьер Мариво, чью пьесу «Торжество любви» поставил в новосибирском театре «Глобус» режиссер Роман Феодори, в общем-то, все свое творчество посвятил изображению сердечных тревог и весьма преуспел в этом. Тем самым обеспечив себе неизживаемую столетиями актуальность.
Запутанная история
Причем сам Мариво поместил действие в древнюю Спарту, постановщик — в будущее. (Будем надеяться — в далекое, поскольку все цивилизационные обретения (или отбросы?) человечества, в том числе и огромные статуи Аполлона и Афродиты, возвышающиеся на заднем плане, заключены в черные пластиковые мусорные пакеты, заполонившие необъятную сцену «Глобуса»). То есть диапазон этой самой актуальности для зрителя, по мнению авторов спектакля, безграничен. И тот, кто любил, был любим, ждет этого чувства или прячется от него, переживая любое из этих состояний собственного внутреннего мира как нечто весьма значимое, — верный адресат их театрального месседжа.
По правде говоря, в этой авантюрной истории, где царица Спарты Леонида вместе с горничной Кориной, переодевшись в мужское платье, пробирается во владения, скажем так, идейного любвененавистника философа Гермократа и такой же буки его сестры Леонтины, воспитывающих в подобном духе настоящего (тут целый генеалогический клубок!) наследника престола Агиса, поскольку влюблена в него и хочет, выйдя замуж, подарить ему корону, легко запутаться и увязнуть. Добавлю, для того чтобы «подобраться» к Агису, Леонида ведет амурную игру еще на два фронта: в роли юноши влюбляет в себя немолодую Леонтину, в роли девушки — ее почтенного брата… Но в спектакле «Глобуса», как и у Мариво, сюжетом правят чувства, и, наблюдая за их оттенками и метаморфозами в сценическом существовании персонажей, чуткий зритель увлекается сполна. Как увлечены своими ролями актеры. Это многоликая и единая в трех лицах — юноша Фокион, девушка Аспазия и царица Леонида — в точном и обаятельно азартном исполнении Екатерины Аникиной; раскрывающийся, как бутон под ласковым солнцем любовной лести, Гермократ (Илья Паньков); ироничная, с трогательной ноткой нежности к своей ополоумевшей от страсти героине Людмила Трошина (Леонтина); инфантильный и одновременно мужественный Агис (Алексей Кучинский); по-простому, без рефлексии отдавшаяся своим желаниям сладкая парочка Корина (Марина Кондратьева) и Арлекин (Иван Басюра); а также малахольный, но не упускающий ни на минуту выгоды садовник Димас (Денис Васьков).
Есть контакт!
У постановщика спектакля Романа Феодори потрясающий контакт с залом. Не прямодушно вербальный, как на детском утреннике, а обусловленный системой приемов, начиная с отстраняющих актеров от ролей песен-зонгов и живого звука весь спектакль находящейся на сцене музыкальной группы до прямой цитаты из золотомасочного глобусовского спектакля 2002 года по пьесе Мариво «Двойное непостоянство». И пик этих игр — многоминутная пауза, которую держат сидящие на авансцене лицом к залу Илья Паньков, Людмила Трошина и Алексей Кучинский, когда их герои раскрыли обман царицы. Именно эта нескончаемая пауза является хорошим ироничным художественным решением сцены и одновременно испытанием для нетерпеливых зрителей, а также знаком доверия для публики, скажем так, вдумчивой…
Кстати, о публике. Вообще-то, при всей своей тематической фривольности, жанровом легкомыслии и обилии очень смешных моментов «Торжество любви» — спектакль сложный по форме, с яркой многоходовой режиссурой. Причем все «кнопки» и «клавиши» в этой партитуре — не муляжи и работают согласно художественной логике до конца. Если ты внимательный и подготовленный зритель, это доставляет особое удовольствие. И здесь можно констатировать: за последние двадцать лет, возьмем за точку отсчета первый Рождественский фестиваль искусств и прибавим к нему множество неординарных театральных встреч новосибирцев с самыми разными проектами, в нашем городе образовалась довольно большая общность именно таких продвинутых, если не сказать, элитарных зрителей. Поэтому овации по окончании спектакля были долгими и искренне восторженными. Будет ли такой же единодушной и непремьерная публика? Хотелось бы надеяться.
Ложная победа
Возвращаясь к премьере, замечу: самым приятным подарком от Феодори, на мой взгляд, был, конечно, финал. Если у Мариво влюбленная и целеустремленная Леонида в результате жестковатых, но почти невинных интриг выиграла свое «маленькое женское сражение» за сердце Агиса, что и было ее целью, то здесь перед нами в финале предстает современный политикан в юбке, выигравший важнейшую стратегическую битву за легитимность собственной власти, абсолютно бесчеловечно расправившийся за прошлые обиды со своими «возлюбленными противниками» и удовлетворенно наступивший избраннику сердца коленкой на грудь: «Ты мой!»
Но любовь… Ах, эта любовь! Она капризна, непредсказуема, коварна, как и триста лет назад: судя по всему, именно в минуту торжества Леониды осчастливленный ею Агис разлюбил царицу. Он с яростной неприязнью вырывается из ее объятий. Победа правительницы на самом деле оказалась поражением, и в образе нелюбви опять торжествует любовь.
ПОСТАНОВОЧНАЯ ГРУППА СПЕКТАКЛЯ
Режиссер Роман Феодори, художник Даниил Ахмедов (Москва), художник по свету Елена Алексеева, хореограф Наталья Шурганова (Москва), композитор Ольга Шайдуллина (Москва), видеомонтаж Денис Зыков (Красноярск).