Народный контроль за госзакупками
Федеральный закон № 44-ФЗ обеспечит баланс интересов гражданского общества и заказчиков
Новая контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, изложенная в Федеральном законе № 44-ФЗ, вступила в силу с января 2014 года.
О первой практике ее применения, возможностях расширения общественного контроля и подготовке специалистов по госзакупкам рассказал начальник контрольного управления Новосибирской области Денис Рягузов.
Пилот прошел испытания
Напомним, что Новосибирская область входила в число шести пилотных регионов, где испытывали отдельные положения принятого закона, который был призван заменить действующий в сфере госзаказа Федеральный закон № 94. По мнению специалистов, апробация законопроекта прошла успешно.
Куратором пилотного проекта со стороны Российской Федерации являлась правительственная комиссия по координации деятельности открытого правительства. Со стороны Новосибирской области испытания законопроекта контролировала рабочая группа, созданная по распоряжению губернатора Новосибирской области Василия Юрченко.
В качестве апробации по пилотному проекту были отобраны двенадцать закупок восьми государственных заказчиков Новосибирской области. Предметами этих закупок являлись поставки продуктов питания, офисной мебели и автотранспорта, оказание услуг по ремонту автотранспорта, разработка проектной документации на строительство объектов, оказание услуг по разработке бренда Новосибирской области, модернизация компьютерного парка отделов пособий и социальных выплат.
Общественное обсуждение материалов по госзакупкам проходило в автоматизированной системе размещения государственных заказов Новосибирской области (на сайте zakaznso.ru). К обсуждению были приглашены представители Межрегиональной ассоциации руководителей предприятий, Общественной палаты Новосибирской области, Новосибирской торгово-промышленной палаты. В рамках общественного обсуждения получено 30 комментариев.
Сбалансировать интересы
Одно из важных отличий нового закона от старого заключается в том, что в нем предусмотрены механизмы, которые позволяют сделать процедуру закупок для государственных и муниципальных нужд более открытой для общественности. Он разделяет две формы участия общественности в закупочных процедурах: контроль и общественное обсуждение закупок. Специфика последнего заключается в том, чтобы выявлять нарушения в этой сфере. Его задача — соучаствовать в процессе принятия решения о закупке. Участие общественных контролеров должно обеспечить баланс интересов гражданского общества и заказчиков.
Специалисты отмечают, что сегодня общественный интерес к обсуждению закупок невысок, поэтому необходимы дополнительные меры по стимулированию участия представителей общественных организаций в процессе обсуждения и контроля закупок. Чтобы инструмент общественного обсуждения закупок работал эффективно, необходимо стимулировать общественную экспертизу, ввести гранты для общественных контролеров и привлекать экспертные организации, в том числе к формированию и обсуждению закупочной документации.
— С принятием нового закона в России была создана контрактная система, которая охватывает процесс государственных и муниципальных закупок на всех его этапах, начиная с планирования и заканчивая оценкой эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд и степени достижения целей закупок, — отметил Денис Рягузов.
Обязательному общественному обсуждению будут подлежать крупные госзаказы с начальной ценой контракта, превышающей один миллиард рублей. Обсуждение закупок возможно посредством Единой информационной системы, а также путем очных общественных слушаний.
Планировать обязательно
Согласно новому закону, обязательное планирование госзакупок начнется с 2015 года. Обоснованность этих закупок общественники будут определять задолго до того, как станут известны источники и объемы их финансирования. Сейчас планирование госзакупок в Новосибирской области носит облегченный характер, чтобы заказчики смогли досконально вникнуть в процедуру. Обучение и аттестация сотрудников, отвечающих за закупки, также заложены в правила работы по новому закону.
— Специалисты уже называют эти изменения революционными, — говорит Денис Рягузов. — Безусловно, они являются прогрессивными прежде всего в том, что Федеральный закон № 44-ФЗ существенно расширил горизонты действия, начиная от планирования закупок и заканчивая оценкой их результатов, чего не было в Федеральном законе № 94-ФЗ, который носил узко процедурный характер. Если главной целью прежнего закона о госзакупках была экономия бюджетных средств, то новый закон призван повысить качество товаров и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Кроме того, закон нацелен на увеличение конкуренции среди поставщиков товаров и услуг, поэтому основным его инструментом будет не аукцион, а конкурс.