В ФАНО — без фанатизма
Сибирские ученые-аграрии подводят итоги 44 лет работы и намечают пути деятельности науки в новом формате
Общее годичное собрание ученых-аграриев прошло в Краснообске традиционно в конце января. Академик Александр Донченко, вице-президент Россельхозакадемии, председатель ГНУ СО Россельхозакадемии, между делом заметил, что, по-видимому, в этом формате ученые собираются последний раз.
Наука, включая аграрную, с начала 2014 года переживает структурные изменения. Что уже сделано? Какое будущее ожидает тех, кто посвятил себя научному поиску и внедренческой деятельности?
«Первый транш мы уже получили»
— Институты как работали, так и работают в системе Сибирского отделения, — поспешил заверить сотрудников, съехавшихся из многих сибирских регионов, Александр Донченко. — Финансирование идет целевым образом. Первый транш мы уже получили. Система будет, на взгляд несведущего человека, тяжелая, но на самом деле тем, кто уже вник в суть новаций, все понятно.
Академик сообщил, что научно-исследовательским учреждениям и федеральным государственным унитарным предприятиям (ФГУП) на этом этапе придется основательно заняться пересмотром своей собственности — земель, имущества. В Москве создано ФАНО — Федеральное агентство научных организаций. Оно уже рекомендовало руководству сибирской аграрной науки помочь научно-исследовательским институтам и ФГУПам и определить, от каких земель, имущества необходимо избавиться, то есть продать. Собственникам предлагается сделать это не откладывая и не дожидаясь, когда нагрянет государственная комиссия и изъято будет сверху то, что не связано с наукой.
Александр Семёнович настоятельно посоветовал подчиненным избавить институты и предприятия от излишков земель, поскольку это та сфера, где уже сегодня установлены большие налоговые отчисления, а со временем ситуация будет еще более ужесточаться.
По заверениям Донченко, руководитель ФАНО Михаил Котюков (бывший заместитель министра финансов Российской Федерации) не намерен «сильно лезть» в научную сферу. Возможно, более предметный спрос руководство агентства будет учинять за то, как идет освоение научных достижений, потому что ФАНО в этом финансово заинтересовано.
Центр сохранится
Эксперты считают, что как минимум год уйдет у науки на реорганизационные действия и выстраивание новых отношений. В обновленной большой Академии наук нашей страны будет сельскохозяйственный центр или отделение по научному обеспечению агропромышленного комплекса. Возможно, руководить этим отделением будет Геннадий Романенко — президент Россельхозакадемии. Ему в подчинении определят шесть-семь секторов: ветеринарии, зоотехнии, растениеводства, механизации и так далее. Идет подбор кадров.
Территориальный центр сибирской аграрной науки сохранится в любом случае. Под каким названием — покажет время. Отчетность будет осуществляться поэтапно. Не минует она и ФАНО. Агентство займется утверждением отчетов, в чем есть большая логика: ведь ФАНО выступает в роли финансиста.
Предстоит рейтинговая оценка научно-исследовательских институтов. Правда, методика проведения рейтинга пока не разработана — слишком мало времени прошло с начала реорганизационных действий. Однако за этим дело не станет. Как только появится соответствующий документ, фактически начнется ревизия действующих научно-исследовательских институтов. Конечно, какие-то придется ликвидировать.
— Думаю, что большинство научно-исследовательских институтов у нас сохранится, — надеется академик Александр Донченко. — Почему? Во-первых, у них большая региональность. Во-вторых, существует их конкретика. Например, у института пантового оленеводства. Он один такой в России. Его никак нельзя ликвидировать!
Исследованиям — фундаментальность?
Научно-исследовательские институты уже получили государственное задание. Крен сделан на фундаментальные исследования. Многим учреждениям это задание по силам. Однако, как говорят эксперты науки, сугубо фундаментальных исследований не бывает. Любое исследование должно заканчиваться разработкой, любая фундаментальная разработка — освоением, то есть приносить пользу государству. Беда в том, что зачастую фундаментальные исследования в той же стадии и оставались, не находя практического применения.
Первоначально все подразделения аграрной науки предполагалось разделить по существовавшим 40 центрам Российской академии наук, но этому воспротивились многие, в том числе президент Россельхозакадемии Геннадий Романенко и вице-президент Россельхозакадемии Александр Донченко. По их мнению, такое беспредметное разделение привело бы к большим потерям в науке. Систему аграрной науки, убеждены они, разрывать нельзя, иначе ученые просто уйдут от сельского хозяйства, от решения его проблем.
Работа на благо АПК
За 44 года работы Сибирское отделение Россельхозакадемии проделало огромный объем работы. Ученые-селекционеры создали 1 560 сортов сельскохозяйственных культур. В области земледелия и защиты растений представлено 1 300 разработок.
В животноводческой отрасли за этот период созданы приспособленные к условиям жесткого климата Сибири 17 пород, 28 типов и 15 линий сельскохозяйственных животных, среди которых и молочный скот, и мясной, и рыба. Мировую известность получила горно-алтайская порода пуховых коз. Создатели этой породы удостоены Государственной премии Российской Федерации в области науки и техники.
Учеными ветеринарной медицины завершено 1 386 разработок, включая системы противоэпизоотических мероприятий, давшие возможность в значительной степени оздоровить хозяйства Сибирского региона.
Для развития инновационных процессов созданы новые формы интеграции академической науки, аграрного образования и производства — аграрные научно-образовательно-производственные комплексы (АНОПК). В системе Новосибирского АНОПК — три кафедры и четыре филиала кафедр Новосибирского государственного аграрного университета в ГНУ СО Россельхозакадемии. В преподавании курса новых технологий принимают участие ведущие ученые-аграрии. Проводятся совместные мероприятия молодых ученых и аспирантов, ученых и студентов-преддипломников.
Дело молодых
Возможно, именно эта сфера деятельности аграрной науки станет тем локомотивом, который пополнит ее новыми творческими, исследовательскими силами. А еще — более тщательная, целенаправленная работа со школьниками-старшеклассниками. Ведь сегодня сельскохозяйственная наука испытывает дефицит молодых кадров. За последние несколько лет в СО Россельхозакадемии заметно убавилось число докторов и кандидатов наук. Редко какой научно-исследовательский институт может похвастать прибавлением ученых кадров.
Достижения ученых-аграриев производственникам очень нужны. Не будь их, селяне бы не справились с теми экстремальными условиями, в которые поставила их природа в 2012 и 2013 годах, убежден министр сельского хозяйства области Георгий Иващенко.
По мнению академика, директора Института химической биологии и фундаментальной медицины РАН Валентина Власова, хорошо, что «не произошло механического объединения институтов и причесывания всех под одну гребенку». ФАНО формирует свой состав, а сибирская наука должна уже сейчас готовить предложения, какими должны быть фундаментальные исследования, в какие практические разработки выливаться.
— Надо стараться работать во всех комитетах, вникать во все события, связанные с наукой, и помогать ФАНО. От нас, ученых на местах, сегодня многое зависит, — сказал Валентин Викторович.
В этом действительно — ценный здравый смысл.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Анатолий ВЛАСЕНКО, директор Сибирского научно-исследовательского института земледелия и химизации:
— Сейчас мы работаем напрямую с ФАНО. Агентство финансирует институты, заключает договоры с директорами. Академия же наук, я полагаю, будет заниматься экспертизой, вопросами общеметодического повышения качества исследований, то есть проблемами организации науки как таковой, самих исследований.