USD 99.6125 EUR 103.9416
 

Мы пережили муки ада

Фото с сайта ria.ru
Фото с сайта ria.ru

Николай Васильевич ЗАВЕРТАН, полковник в отставке, участник обороны Ленинграда, председатель совета ветеранов Краснознаменной Ленинградско-Павловской дивизии:

— Двадцать седьмого января Россия торжественно отметит 70-летие снятия блокады Ленинграда. Для меня, конечно, это большое событие и праздник, хотя приятных воспоминаний о той поре нет. Мы, кто защищал Ленинград и кто был в блокаде, пережили муки ада. Я помню одни только сплошные обстрелы и бомбежки...

В армию меня призвали 17 марта 1942 года, я попал в учебный батальон. Через какое-то время приехали военные, погрузили нас всех, молодых, в эшелоны и повезли к станции Малая Вишера. Это было начало мая. Очень многие, кто ехал тогда рядом со мной, погибли, потому что громада немцев бросилась на наши эшелоны и разбомбила их. Мне было 18 лет, я никогда не видел столько убитых людей и столько крови. Несколько дней от пережитого шока я не мог есть...

Попал в роту автоматчиков, это было у нас тогда почти элитное подразделение, потому что оружия не хватало, солдаты воевали с винтовками. Командир, помню, подошел и сказал мне: «Лихим автоматчиком будешь»... Я с удовольствием окунулся во всю эту тему, потому что любил и знал военное дело. Еще пока был школьником, все читал, изучал, интересовался. Но одно дело — теория, а другое — практика. Рассказать все о том, что видел, я могу только самым близким людям...

По прибытии на место — сразу в окопы (местность там была болотистая), и началась оборона. Многим моим товарищам (все же молодые, шустрые) было любопытно посмотреть на немцев, потому что это была очень мощная армия. Но чуть высунешься из окопа — и тебя больше нет. Очень многие люди гибли даже при таких обстоятельствах. Да и бои были очень жестокими.

Бомбили нас каждый день, но страха у меня с тех пор, как в самом начале разбили наши эшелоны, уже не было. Как отрезало. А вообще люди по-разному справлялись со стрессом, кого какой нервной системой наградила природа, тот так и реагировал на войну.

В августе наше командование начало подготовку к прорыву блокады Ленинграда. Немцы намеревались начать штурм 1 сентября, но мы их опередили: 26 августа начали наступление, однако вскоре были вынуждены отойти на исходные позиции.

Никогда не забуду эти дни и отчаянный героизм тех, кто был со мною рядом. Мне посчастливилось выжить, и это действительно была удача. В нашей роте из 120 человек остались только четверо. А в батальонах, в которых значилось по 500 — 600 человек, оставалось по 15 — 16. Вот какой ценою досталась нам свобода. Мы не должны об этом забывать.

Фотографии статьи
Николай Васильевич ЗАВЕРТАН