USD 99.6125 EUR 103.9416
 

Альтернатива пробкам и выхлопам

Татьяна РЕШКЕ
Велосипедисты на зимних улицах сибирского города пока экзотика. Фото с сайта alkatrien.com
Велосипедисты на зимних улицах сибирского города пока экзотика. Фото с сайта alkatrien.com

Мифы о непреодолимых проблемах развития велотранспорта — в свете финского опыта

Существует несколько уважительных причин, чтобы пересадить людей с авто на «велики». Во-первых, чем свободней автотрассы, тем больше кислорода и меньше шума на городских улицах. Во-вторых, велопрогулки спасают от многих недомоганий, вызванных дефицитом движения. В-третьих, дают экономию на пассажирских перевозках. И хотя, на взгляд многих россиян, велосипед на фоне зимнего пейзажа — дикое зрелище, гости из Финляндии убеждены: снег и лед велосипедисту не помеха.

Марек Салермо из Хельсинки и Пекка Тахкола из Оулу приехали в Новосибирск, чтобы выступить на II Международном форуме снега. Погуляв по городским улицам, они решили, что в Сибири господствуют исключительно автомобили, а спустившись в подземку, пришли к выводу: коль скоро пассажиру в час пик есть куда упасть при торможении поезда, значит, метрополитен не перегружен и возможности для развития транспортной сети не исчерпаны. Наконец, любуясь мегаполисом из окон высотки, гости убедились, что в Новосибирске довольно много свободного пространства. Главное — правильно им распорядиться.

Кто и как рулит в Северной Европе
Почему финские велосипедисты верны своим двухколесным «лошадкам» круглый год и упорно жмут на педали, даже если на термометре — минус двадцать и ниже?

Город Оулу считается мировой столицей зимнего велоспорта. Здешняя жизнь и в январе бьет ключом: стартуют спартакиады, приезжают на гастроли звезды, вдоль набережной вырастают ледяные крепости, а люди активно курсируют по городу, используя все доступные транспортные средства. Многие местные жители ездят на велосипедах, хотя зачастую финские морозы не уступают сибирским.

— Можно сказать, к вам на Форум снега я приехал погреться, — шутит Пекка Тахкола. — Зима в Сибири выдалась теплой, а в Финляндии более двадцати градусов мороза. Когда вернусь, обещают под тридцать, так что поездка до дома на велосипеде будет освежающей.

В Оулу сеть велотрасс очень хорошо развита и удобно разветвлена. Каждый год велосипедные дороги удлиняются в среднем на 17 километров. Так как автотрассы расположены отдельно, можно проехать на велосипеде большое расстояние по городу и с автодвижением не соприкоснуться.

Велотранспортная система Хельсинки также довольно комфортна, однако проблемы есть. Например, пешеходные зоны объединены с велосипедными, и хотя каждая полоса обозначена соответствующим знаком, Марек Салермо уверяет, что взаимоотношения пешеходов и велосипедистов складываются непросто. Горожане, которые передвигаются на своих двоих, считают веловсадников уличными «террористами», а власти признают, что Хельсинки нужно брать пример с Копенгагена или Стокгольма, где велотрассы отделены от пешеходных тротуаров и плюс к тому имеют двустороннюю направленность.

Рассуждая о финских традициях, эксперты подчеркнули, что все виды транспорта не враги друг другу: их общая цель — обеспечить мобильность горожан. Если погода испортилась и велосипедист не заинтересован продолжать путь под ветром и дождем, он может пересесть на автобус, спуститься в метро или купить билет на электричку, где для «великов» предусмотрены дополнительные вагоны.

Дорога скатертью, да цены кусаются
Насколько реально пользоваться велосипедами в период гололедов и буранов? Вопрос непраздный, если учесть, что у нас в России количество столкновений транспорта зимой увеличивается вдвое.

Условие номер один для приятной и безопасной езды — гладкие, ровные трассы. В отличие от Хельсинки, где случаются внезапные оттепели, в Оулу снег зимой не тает, температура не скачет, и велодорожки почти идеальные: белые, красивые, ухоженные. Поэтому уровень травматизма невысок. Рано утром по улицам проходит снегоуборочная техника, причем дороги для велосипедистов чистятся в первую очередь: экологичный, экономичный, оздоравливающий транспорт — приоритет.

Впрочем, велосипедные радости финнов показались участникам Форума снега менее заманчивыми, когда речь зашла о тарифах на проезд в общественном транспорте. Выяснилось, что стоимость автобусного билета в Оулу достигает трех евро (150 рублей), а проездной на месяц стоит 50 — 55 евро. Для граждан со средними доходами это довольно большая сумма, поэтому горячая любовь к велосипедам рождается, скорее всего, из соображений экономии. Кстати, взять велосипед напрокат — тоже удовольствие не из дешевых: стоимость услуги составляет 10 — 15 евро в день.

Сибирские перспективы
Как скоро велотранспорт начнет развиваться в Новосибирске, сказать трудно. По словам Александра Лаврентьева, начальника управления пассажирских перевозок мэрии Новосибирска, муниципалитет пока старается улучшить мобильность горожан другими способами. В частности — стремится сделать общественный транспорт более привлекательным, чтобы как можно больше новосибирцев пересели из легковушек в автобусы, метро, троллейбусы и трамваи.

Александр Лаврентьев напомнил, что на Красном проспекте ликвидированы ненормативные парковочные карманы, а для общественного транспорта выделена специальная полоса. В результате скорость автобусов и троллейбусов выросла.

При замене устаревшей части подвижного состава муниципалитет покупает троллейбусы с двойным остеклением, эффективной системой отопления и прочими преимуществами.

— Широкие окна новых троллейбусов остаются чистыми, свободными ото льда и снега, — говорит начальник управления. — Сидя в теплом, светлом салоне, можно любоваться нарядным зимним городом, и это тоже повышает уровень комфорта пассажиров. В ближайшее время работа по обновлению подвижного состава будет продолжена.

Говоря о перспективах развития велотранспорта в Сибири, стоит, наверное, прежде всего задать вопрос автомобилистам, хозяевам дорог: а готовы ли они поделиться с владельцами «великов» проезжей частью? Наверное, для начала следует оборудовать велотрассы на тихих улицах спальных районов. Возможно, небольшие города региона согласятся на эксперимент охотнее областного центра?

ФАКТ
38 млн рублей потрачено в 2013 году на подготовку общественного транспорта Новосибирска к зиме.