Неуслышанный крик
Восемьдесят процентов подростков, находясь в критическом состоянии, так или иначе намекали окружающим о намерениях свести счеты с жизнью
«Мамочка, я люблю тебя, ты самая лучшая», — набрала она на мобильном, и… шагнула в бездну. Ее старшая подруга сочиняла незатейливые песенки в стиле наивного рэпа о безответных чувствах и непреодолимых сложностях бытия: мир несправедлив, никто меня не понимает… Обычные молодежные проблемы. Неделей раньше на страничке в соцсети девушка написала: «Завтра не будет».
Были сигналы
У тех, кто знал девочек и общался с ними, было целых семь дней, чтобы предотвратить непоправимое. К сожалению, чаще всего к подобным словам подростков взрослые относятся весьма несерьезно. Ну кто в 12 — 16 лет не примерял на себя плащ Печорина? Кто трагическим голосом не цитировал Лермонтова, что «жизнь — такая пустая и глупая шутка»? Это проходит, как обязательные детские болезни — ветрянка и корь. Но не у всех.
— Надо научиться слышать своего ребенка, — говорит Дарья Суворова, медицинский психолог областного детского психоневрологического диспансера. — Часто дети своим поведением дают понять, что им очень плохо. Такое кризисное состояние — реакция личности на определенные события жизни. Оно, с одной стороны, зависит от индивидуальных особенностей, с другой — от психотравмирующей ситуации. Такая ситуация может быть и единичной, но достаточной, чтобы довести подростка до депрессии, а может накапливаться годами. Когда уже ничего исправить нельзя, родители вспоминают: да, были сигналы, но не обратили внимания.
А ведь ребенок не просто подавал знаки, он по-своему кричал о помощи. Согласно статистике, 80 процентов подростков, находясь в критическом состоянии, так или иначе намекали окружающим о намерениях свести счеты с жизнью.
Даже у взрослых возникает иногда потребность «поплакать в жилетку», ощутить поддержку, получить совет. Что же говорить о тинейджере, который только начинает познавать жизнь? Не найдя понимания, 30 — 35 процентов юношей и девушек в возрасте 11 — 18 лет хотя бы однажды задумывались о попытке окончательно разобраться с этим миром.
Порой подтолкнуть к краю может любая, на взгляд взрослого, мелочь: отвергнутая любовь, ссора с мамой, травля в школе, подражание кумиру. Многое зависит от самого подростка, его умения приспосабливаться к жизненным обстоятельствам и бороться с ними. Но научить этому должна в первую очередь семья.
Во враждебной среде
По словам психолога, дети не рождаются трудными. Ребенок может появиться на свет с индивидуальной повышенной чувствительностью. Например, он склонен к тревоге и пониженному настроению. А если на это накладывается неправильный стиль воспитания — гиперопека или, наоборот, полнейшее равнодушие, то формируются такие черты характера, как несамостоятельность, безответственность, отсутствие чувства компетентности, нежелание принимать нормы и правила общества. Образ мира воспринимается с негативным оттенком, и подросток не получает удовольствия от общения с ним, лишается ощущения радости жизни, ее ценности.
В школе положение усугубляется: сверстники редко принимают таких в свою среду, они постепенно становятся изгоями. И с родителями отношения становятся все напряженнее. Подросток закрывает дверь в свою комнату, погружается в виртуальный мир, алкоголь и наркотики, и уже не знает, как вернуться обратно. Если дисгармонию не заметить в раннем возрасте и не скорректировать, то трудный подростковый период сам по себе может стать пусковым механизмом возможной трагедии.
В Новосибирской области 85 процентов подростков, испытавших крайнюю степень депрессии, из внешне благополучных семей. Чаще всего там господствует авторитарный стиль воспитания, где ориентируются на показное благосостояние, а не на внутренний мир ребенка: «Я не желаю ничего слышать! Не позорь меня перед соседями!» Стараясь любым способом доказать право на свое мнение, добиться уважения собственных родителей, недоросль становится крайне импульсивным и агрессивным. Любой попавший под руку острый предмет, лекарство в аптечке, подоконник в квартире могут оказаться опасными для его жизни.
О чем не принято говорить
Дети постоянно решают проблемы: что плохо, а что хорошо, как жить, если за контрольную поставили двойку, что делать, если не сложились взаимоотношения с одноклассниками. Они не должны отвечать на эти вопросы в одиночестве. Иначе когда-нибудь груз может стать непосильным, а рядом кто-то протянет руку на краю крыши: давай со мной!
В большинстве случаев подростки вовсе не хотят уходить навсегда, просто надеются изменить свою «невозможную» жизнь.
— У них еще нет четкого представления о смерти как необратимом событии, — объясняет социальный педагог Галина Некрасова. — С детьми об этом не говорят. Потому им и кажется, что жизнь можно потерять, а потом вернуть, как в виртуальной игре — пошутили и ладно. Умирает родственник — ребенка оберегают от этой информации. В три-четыре года, может быть, и не следует вести на похороны, но надо деликатно объяснить, что произошло, какое это горе для всей семьи. Ребенок должен участвовать в переживаниях. Если умер домашний любимец, не стоит его украдкой хоронить, а потом рассказывать, что убежал. Как показывает статистика, подростки, которые сталкивались со смертью в реальности, воспринимают ее без всякого налета романтизма.
Это только говорится, что детство — беззаботная пора. На самом деле это время сложное и жестокое для растущего человека. Подростку кажется, что он в центре общего внимания, что все на него смотрят. Он замыкается, его мучает ощущение, что он неродной в семье, его не любят, он всем мешает. Пытается обрести друзей, но находит ненастоящих — в виртуальной реальности.
КСТАТИ
Глобальная проблема
Во всех странах мира суицид входит в число десяти ведущих причин смерти населения. Прогнозируется, что к 2020 году суицид выйдет на второе место, обойдя рак и уступая только сердечно-сосудистым заболеваниям.
По статистике, ежедневно в мире добровольно уходят из жизни около 3 тысяч человек, ежегодно — примерно 1 миллион человек, что составляет 1,5 % всех смертельных случаев.
Лишь в 1996 году Организация Объединенных Наций наметила политику деятельности по предотвращению самоубийств. Ранее эта тема была игнорируемой. Впоследствии важность проблемы самоубийств для общественного здоровья признала Всемирная организация здравоохранения, которая в 1999 году выступила с глобальной инициативой профилактики самоубийств. Это ведомство ведет статистику суицидов по всему миру.
Всемирная организация здравоохранения делит все страны по показателю суицида на три группы. Низкий уровень самоубийств (до 10 человек в год на 100 тысяч населения): Греция, Италия, Гватемала, Филиппины, Албания, Доминиканская Республика, Армения. Самый низкий уровень самоубийств отмечается в Египте. Средний уровень самоубийств (от 10 до 20 человек на 100 тысяч населения): Австралия, США и др. Высокий уровень самоубийств (свыше 20 человек на 100 тысяч населения): Латвия, Литва, Эстония, Украина, Россия, Венгрия и пр.
Однако эти показатели порой претерпевают значительные изменения. Так, в последние годы существенно улучшилась ситуация в Швеции, которую еще 30 лет назад называли страной самоубийц. В Эстонии в 2010 году количество самоубийств было самым низким за последние 15 лет. В России еще в 1994 году на 100 тысяч человек приходились 42,1 самоубийцы, а в 2009-м — лишь 26,5.
По информации Роспотребнадзора и сайта www.memoid.ru
СОВЕТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ
Как уберечь ребенка от непоправимых шагов?
Не надо лишних нравоучений, они раздражают, больше объясняйте: что, как и почему.
Заботьтесь об эмоциональных контактах, которые не связаны с учебой: катайтесь вместе на коньках, ходите в кино. А главное — не заставляйте его постоянно ждать от вас неприятностей!
Подростку важно заботиться о ком-то. Просит собаку — решите вопрос на семейном совете.
Считаете, что нахватается негатива в Интернете? Домашний компьютер можно с помощью специальных сетевых фильтров сделать безопасным.
Если у подростка резко меняется поведение, он перестает следить за собой, избегает общения с одноклассниками и родными, замыкается в себе, раздаривает значимые для него вещи — пора бить тревогу.
ЦИФРА
В четвертом квартале 2012 года на единый телефон доверия 8-800-2000-122 поступило более 800 звонков от подростков и их родителей