USD 102.5761 EUR 107.4252
 

В плане — завтра, в котором будет лучше

Марина ЛУПЕЙКЕНЕ
В новом помещении телятника просторно и светло. Фото Марины ЛУПЕЙКЕНЕ
В новом помещении телятника просторно и светло. Фото Марины ЛУПЕЙКЕНЕ

Отказываясь от средств химизации, многие сельхозпредприятия допускают ошибку

Территориально Баганский район небольшой, с низкоплодородными почвами. Но именно здесь третье в области по численности поголовье крупного рогатого скота и первый показатель по надоям молока в Кулунде.

О том, как это удается местным аграриям, мы расспросили генерального директора акционерного общества «Северо-Кулундинское» Александра Стрельцова. Параллельно с животноводством здесь — в бывшем опытно-производственном хозяйстве СО РАСХН — продолжают профессионально заниматься производством элитных семян зерновых культур.

Гербициды нынче дороги
С начала года в «Северо- Кулундинском» активно приобретают семена сельхозпредприятия области, еще зимой было расписано по заявкам и реализовано 70 процентов от всего их объема. Сами северокулундинцы из-за прошлогодней засухи получили по 14 центнеров зерна с гектара, что по году неплохо, но выручка от реализации семян уже меньше на 40 миллионов рублей.

На старте очередной посевной в хозяйстве четко расписан план ее проведения, просчитаны средства вложения в будущий урожай. Предприятие имеет парк современной сельхозтехники, полностью соблюдает технологии в полеводстве, стопроцентно применяет средства защиты растений и минеральные удобрения. Затраты на выращивание зерна при этом растут. Генеральный директор Александр Стрельцов назвал тому несколько причин:

— Эксплуатационные расходы у современной техники высокие. Затраты на минимальные ремонты составляют фантастические суммы. Чтобы окупить ее приобретение, надо расти в урожайности, а это невозможно без хороших семян, удобрений и средств защиты растений, что тоже дорого. Особенно высока стоимость современных гербицидов и удобрений, растущая из года в год. Любое хозяйство, планируя полевые работы, пытается просчитать, получит оно субсидию на них или нет, что на практике означает, будут ли удобрения применять вообще. Например, наше хозяйство шесть лет систематически недополучает средств именно по этой статье, субсидируемой по принципу «на сколько денег хватило». При небогатых почвах, даже при стремлении к сокращению затрат, нельзя обходиться без удобрений и гербицидов. Многими хозяйствами с отказом от средств химизации допускается огромнейшая ошибка. Думаю, она со временем перерастет в проблему.

По статистике, в области увеличено применение гербицидов, делящихся на две группы: дешевые — против двудольных сорняков и очень дорогие — против однолетних. Понятно, что из этого выбирают многие хозяйства и почему. Мы имеем опыт вспышки роста однолетних сорняков на полях и затратной борьбы с ними. Наверняка подобный опыт есть у всех, кто перешел на современную технику, измельчающую и рассеивающую сорняки.

При покупке новых посевных комплексов с одновременной экономией на химии и хорошем посевном материале можно не ждать урожая. Он там, где есть комплексный подход. В нашем хозяйстве средняя урожайность зерновых стабильно выше 20 центнеров с гектара, прошлый год — исключение.

От мяса доход почти нулевой
В зимовку «Северо-Кулундинское» вошло с грубыми и сочными кормами, без переходящего запаса. У хозяйства половина пашни — плодородные почвы, остальные — с низким бонитетом. Элитные семена и товарное зерно выращиваются на хороших полях. Кормовые культуры — там, где земля похуже. Фураж хозяйство приобретает, выгодно продавая свое качественное зерно.

Реализация мяса в хозяйстве по прошлому году превысила затраты на его производство на 300 тысяч рублей. Еще, как племрепродуктор по герефордам, получило 2 миллиона 300 тысяч рублей субсидий, рентабельность по этому направлению — ровно на субсидию. Единственное, что в животноводстве приносит ощутимый доход, — производство молока. При упавших из-за зноя почти на полтора центнера удоях от каждой коровы по 2012 году получили в среднем 4 260 килограммов молока при среднем удое по району в 3 893 килограмма.

В планах — продолжать развивать молочное направление, довести дойный гурт до 700 голов. Работают в сотрудничестве с институтом животноводства. За семь лет дойное стадо увеличили от 350 до 630 коров, в прошлом году добавили 50. Планово реконструируют и возводят животноводческие помещения. Новые телятники построены на двух отделениях. Появились сухостойный двор, ферма с доильным залом и беспривязным содержанием животных, просторный родильный блок.

Вместе с директором хозяйства Виктором Васиным побывали в одном из животноводческих отделений — в Стретенке. Никакой суеты или аврального устранения недочетов перед приездом руководителя. В телятнике, на ферме картина одна: ухоженные животные в просторных помещениях спокойно отдыхают. На сухостойной ферме застали механизированную уборку помещения, коров на прогулке. В отделении повсюду видно приложение хозяйских рук, есть нормальные условия для работы людей и содержания животных.

Строить, ремонтировать, жить
В Стретенке же побывали в гостях у новоселов. Встретились с хозяйкой дома Маргаритой Никольской. Трехкомнатную квартиру со всеми благами цивилизации в двухквартирном доме под ключ семья получила от хозяйства. Сейчас жилье служебное, но через 15 лет, если супруги столько отработают на производстве, оно будет передано им в собственность. В прошлом году переехали в такие же квартиры из других районов еще три семьи. Маргарита показывает новую квартиру с удовольствием:

— Отсутствие работы подтолкнуло покинуть свое село и приехать сюда. Сначала страшно было, теперь привыкла. Муж работает механизатором, я на ферме, главное — есть работа. Люди здесь живут приветливые, встретили доброжелательно. Квартира — полюбуйтесь! Летом баньку во дворе поставим, живность заведем, со старого места только корову забрали да кота, а скотины держали полный двор…

Дефицит кадров побуждает руководителей хозяйства прибегать и к таким методам привлечения людей. Хотя из небольшого, уютного села Стретенка люди уже уезжать не спешат, есть проблема: больше половины домов села нуждается в капремонте. Попасть в госпрограммы софинансирования строительства в сельской местности стало не так просто, люди вынуждены записываться в очередь. Акционерное общество всем служебных квартир построить не может, и бюджет не может поддержать всех застройщиков…

По мнению Александра Стрельцова, выход есть, но и тот скорее из области пожеланий:

— За работу надо платить так, чтобы человек мог сам построить дом, какой захочет. Взять кредит лет на 10, работать и жить, не бежать из села. Вот думаю: почему бы из программы по капремонту многоквартирных домов не сделать аналог для сельской местности? Что квартира, что дом — частная собственность, причем в селе чаще построенная на свои средства, а не полученная бесплатно в ходе приватизации. Получается, бюджет государственный, а помощь одним гражданам есть, другим нет…

Конечно, с Александром Николаевичем сложно не согласиться. Пока же о высоких зарплатах в отрасли, что создает продовольственную безопасность страны, говорить сложно. Они есть, но в очень немногих хозяйствах.

Весной у самих крестьян в заботах другое: благополучно завершить зимовку скота да в срок выполнить все весенние работы на полях. В надежде, что долгожданное «завтра, в котором будет лучше», наконец-то наступит.

ФАКТ
На начало 2013 года крупного рогатого скота больше всего было в Карасукском районе, на второй позиции — Венгеровский район, третье место у Баганского района.

Фотографии статьи
Гендиректор акционерного общества «Северо-Кулундинское» Александр Стрельцов. Фото Марины ЛУПЕЙКЕНЕ