По стечению обстоятельств
В Краснозёрском районе во главе трех из 119 фермерских хозяйств стоят женщины
Стать главой фермерского хозяйства Нину Семенихину заставили трагические обстоятельства. Почти два года назад с разницей в несколько дней ушли из жизни любимые мужчины Нины Васильевны, надежная защита и опора при любых обстоятельствах: отец и муж. Не растеряться, не опустить рук под ударом судьбы, выстоять в горе помог сильный характер. Да и некогда было обижаться на судьбу, жалея себя. Теперь вся забота о семье и сразу двух фермерских хозяйствах легла на женские плечи.
Самой работы, знакомой с детства, женщина не испугалась. Отец Василий Пименович, по специальности агроном, был главным специалистом совхоза «Светловский». Дочка, папина «ненаглядка», с детства всегда и всюду с ним. Все поля в округе, где и чем засеяны, наперечет знала. Когда началось фермерское движение, отец одним из первых взялся за собственное дело. Уже выросшая, замужняя дочь снова в помощницах — занималась ведением документации. Вскоре и ее муж Сергей, до этого главный инженер хозяйства, в фермеры пошел. Так и повелось, что на мужчинах держалась производственная сфера, а бумажные дела двух хозяйств вела Нина Васильевна.
Без наследников дела
В семье Семенихиных четверо взрослых детей, каждому ребенку родители помогли выучиться, получить высшее образование, а кому и два. Вот только все они живут и работают в областном центре, выстраивая собственную жизнь. На вопрос о том, кто же из них уже в третьем поколении продолжит фермерское дело, ответа у матери нет:
— Мы старались не вмешиваться в выбор детей, нравится в городе — живите. И сейчас о переезде и фермерстве речь никто из них не заводит. У меня по-другому было. Мне отец в юности советовал выбрать женскую специальность, чтобы с «книжками и бумажками сидеть». Советовал ехать в город, потому что в селе трудно жить, в бесконечной работе буду. Послушалась, выучилась на торгового работника, и что толку? Не сошлись характером город и я, быстро вернулась в село, любовь и счастье здесь нашла. Если к земле сердцем прирос, то никуда не денешься, хоть откуда примчишься, а нет притяжения родной стороны, так и силой не удержишь…
Как принято в селе
Статус фермерской семьи не дает освобождения от всех прочих сельских забот. Двор Семенихиной, как у многих односельчан, полон живности. Проще в одном — корма свои. Управа скотины для деревенских жителей дело привычное, в ущерб отдыху и каким-то другим занятиям, но так все в селе живут, чтобы «лишнюю копейку иметь». Если делить обязанности на всех членов семьи, то несложно заниматься подсобным хозяйством, а если всюду одной успевать надо? Хозяйка, улыбаясь, пытается отшутиться:
— А страховка для бизнеса? У меня во дворе и «живой банк», и семейная продовольственная корзина, все рядом. Как теперь говорят? В одном флаконе? А если серьезно, так, конечно, устаешь от всего, возраст есть возраст, как не бодрись. Держу, что по силам, вот овец больше развела: забот с ними меньше, неприхотливые животные…
Нина Васильевна помолчала — и так понятно было: от дел не отходит и хозяйство держать продолжает не для себя, а ради детей. Помогать и опекать сыновей и дочерей большинству матерей хочется всегда, а раз не стало отца, то и за двоих.
Все будет как надо
Зимой, среди привычных крестьянских дел, мысли о предстоящей весне, работе в поле не оставляют фермера Семенихину. Сейчас она радуется обильно выпавшему снегу: будет влага в почве, иссушенной зноем прошлого лета. Надеется, как и все земледельцы, на милость природы в предстоящем полеводческом сезоне, но и личный хлеборобский опыт со счетов не скидывает. Сама за тракторные рычаги в кабину комбайна не садится, но есть в управляемом ею небольшом коллективе надежные механизаторы, не один год проверенные в труде. Ухоженные поля, крепкая техника, правда, далеко не новая, остались ей в обоих хозяйствах, что в «Сатива», что в «Серегино». Это безусловный плюс, но без постоянной заботы этого мало. Нина Васильевна иллюзий не питает, знает, что нужно вкладывать много труда:
— На светловских полях земля не для рекордных урожаев, сколько над ней не колдуй. Наработаешься всласть, урожай будет, чтобы просто жить без нужды. Нет, фермер бедным быть не может, но и в роскоши купаться не будет. Вот мы с мужем как после свадьбы в этот дом въехали, так я в нем и живу, на коттеджи ни себе, ни детям не заработали. Но не жалуюсь. Есть чувство удовлетворения от самостоятельности в хозяйствовании. Независимостью в делах и чувством хозяина дорожили и отец, и муж. Думающие, сильные люди были, одним словом, настоящие хозяева своей земли. Я другая, но запустить землю, растерять все, что наработано, не могу. Стараюсь справляться, раз я теперь за все в ответе.
У Нины Семенихиной на следующий год заявлено 450 гектаров посевных площадей. Много или мало, это как считать. Краснозёрские земледельцы вообще-то славятся размахом полей, а с другой стороны, уже нет и половины фермерских хозяйств в районе от того числа, что было в начале — не выдержали мужики испытаний полеводством. Сергей Леваков — специалист районного сельхозуправления, непосредственно занимающийся делами фермеров, — отзывается о Нине Васильевне так:
— Она не из тех людей, кто вечно жалуется или требует особого отношения к себе. Этот год выдался экстремальным в полеводстве, ее земли исключением не стали, зерновые пострадали от засухи. Но человек не зациклен на неудаче, нацелен на работу, думает о будущем…
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Экономисты банка Goldman Sachs считают, что мировой рынок сырья в ближайшее время изменится: еда, вода и земля, а не углеводороды станут новым золотом