Большая польза от маленькой фермы
Без личного подворья в селе не выжить и уж тем более детей не выучить
Сложно в селе прожить без подворья. Хотя бы огород надо сажать, хотя бы держать поросенка, кур. Дело, конечно, хлопотное, а если завели корову, то и достаточно тяжелое. Подворье не зря называют второй рабочей сменой. Но есть помощник, готовый подставить плечо крестьянину, — это колхоз, сельхозкооператив, в общем, любое большое сельское производство. Для жителей села Новоспасского Барабинского района это СПК «Колхоз «Новоспасский». О своем личном подсобном хозяйстве и о помощи со стороны кооператива рассказала семья Гришковых.
Подспорье для семейного бюджета
Дом Гришковых стоит на самом краю села. Вернее, именно с него начинается улица Центральная. Подход к калитке, просторный двор — все тщательно очищено от снега. 30 лет назад родители Николая Фёдоровича переехали сюда из малого села Ольгино. Их малая родина попала тогда в список неперспективных, а затем и вовсе исчезла с карты района. Гришковы уехали в 1979 году, последними из односельчан.
Этот дом они перевезли из Ольгино и отстроили заново в Новоспасском. Еще успели поработать в совхозе. Сейчас в доме живет семья их сына. И тоже работает в местном хозяйстве. Николай Фёдорович — медник, Людмила Васильевна — главный зоотехник. Сегодня в гости забежал сын Василий, он главный энергетик хозяйства.
Людмила Васильевна сразу признается: без подворья не выжить и уж тем более детей не выучить. Зарплата главного зоотехника — 5 100 рублей. В добрый год есть добавка в виде премии. Но в прошлом году случилась засуха, кормов заготовили мало, надои упали. Следовательно, никому в животноводстве премиальные пока не светят. Единственным подспорьем для скромного семейного бюджета остается их мини-ферма.
У Гришковых три коровы, молодняк, птица, свинью всегда держат. Василий тоже мечтает о доме на земле, но пока живет в многоквартирнике. Получается, что хозяйство Гришковых-старших работает на две семьи. Младший сын Владимир живет и работает в Новосибирске, туда тоже идут продукты с родительской фермы.
Но остается кое-что и на продажу. Мясо по осени забирают перекупщики. Правда, цену в этой сделке называет покупатель, а не продавец. В последний раз говядина ушла по 160 рублей за килограмм, на рынке можно было продать куда дороже.
— Увы, это не про нас. Там ведь самим торговать надо, да за один день тушу не продашь, два-три дня простоять придется. А где время взять, ведь хозяйство требует ежедневного присутствия...
А молоко расходится практически незаметно. Во-первых, для выпойки телят, никаких заменителей Гришковы не признают. Второе — на питание по трем адресам, включая новосибирский. Остатки перерабатывают в сметану и творог, а реализовать помогает родственница из Барабинска.
Колхоз — надежный помощник
Спрашиваю: не просчитывали такой вариант — уволиться из хозяйства и полностью посвятить себя работе на подворье? А что? В семье опытный зоотехник, можно было бы увеличить поголовье, да и время для самостоятельной торговли на рынке найти было бы проще.
Людмила Васильевна даже руками замахала:
— Мы почти по тридцать лет отработали в этом колхозе. Как уйти-то? Хозяйство — и надежда, и опора в нашей крестьянской жизни.
И начала перечислять бонусы, которые предоставляет новоспассцам их «опора». Зерноотходы, сено, вывозка кормов, вспашка огородов. Причем для своих работников все услуги на 30 процентов дешевле.
За счет хозяйства чистят зимой дороги, подъезды к общественным зданиям, потому что в сельсовете нет техники. Часть работников СПК живет в старых многоквартирных домах. Коммуникации в полуразрушенном состоянии, случаются аварии. Вызвать из города спецмашину — большая проблема.
Куда реальнее дождаться помощи от хозяйства. По крайней мере, специалисты очистят канализационный колодец, чтоб нечистоты не плыли в квартиру, а дальше уже в спокойной ситуации можно заниматься ремонтом.
— Не подумайте, что одни Гришковы держат скот и одновременно работают в колхозе, — говорит Людмила Васильевна. — Чего далеко ходить, возьмите хоть нашу улицу. Ловцов Геннадий Андреевич до пенсии работал водителем, держит большое хозяйство, помогает учить внуков. Механизатор с «Кировца» Александр Александрович Леуто, автомеханик Анатолий Иванович Демьянов, рабочий фермы Сергей Владимирович Кущинский... Да у каждого, считай, богатое подворье. Видите, все огороды в стогах сена.
Третий родитель
Полтора года назад Гришковы купили трактор. Никакой экономией такую покупку, конечно, не одолеть, пришлось обращаться в банк. На двоих взяли три кредита. Тяжело, наверное, с расчетом? Говорят, что терпимо. Оформили 30-процентную субсидию, а главное — дети помогают рассчитываться.
Сыновья у них — погодки, так что учились практически одновременно. Один в аграрном университете, другой — в машиностроительном колледже.
— Наверное, все деньги туда уходили?
— Нет, помогали только продуктами. Деньги они сами зарабатывали. Парни деревенские, к труду приучены. У нас ведь всегда было полно работы на подворье. Мы с мужем не представляем, как это с пустым двором жить, и дети рано стали помощниками.
Они и в большом городе не потерялись. Параллельно с учебой нашли возможность подрабатывать. Крестьянство преподает жизненные науки. Воспитывает в мальчишке ответственность за семью, уважение к своему и чужому труду, да и просто учит работать, без чего не делается никакая карьера. Посильный труд в семье — он как третий родитель. Если, конечно, мать с отцом не изолируют дитятко от такого воспитателя.
С директором СПК Сергеем Малышевым мы накануне говорили о кадровой проблеме. Да, в последние годы она стала ощутимой. И речь даже не о том, что некому работать, а об отношении к труду. Бывает, доярка или скотник не пришли к положенному часу на ферму. Бригадир едет узнать, в чем дело, и выясняет, что прогульщику «просто спать хочется».
А Гришковым краснеть за своих детей никогда не приходилось.
ФАКТ
В Барабинском районе в личных подсобных хозяйствах находится 5 403 голов крупного рогатого скота, 4 880 свиней, около 5 тысяч овец