USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Молочная река, крутые берега

Марина ЛУПЕЙКЕНЕ
Фермер Виктор Бридгер. Фото Марины ЛУПЕЙКЕНЕ
Фермер Виктор Бридгер. Фото Марины ЛУПЕЙКЕНЕ

Государственные субсидии на развитие семейных животноводческих ферм в прошлом году получили десять фермеров Новосибирской области

Единственным фермером в Краснозёрском районе, выигравшим грант в 11 миллионов рублей на развитие семейной животноводческой фермы на сто голов, стал Виктор Бридгер из села Мохнатый Лог. Получение госсубсидии затянулось по времени на полгода, что затруднило, но не остановило реализацию мечты Виктора Адамовича о собственном молочном производстве.

На личные и заемные средства за время ожидания фермер сумел приобрести вдобавок к имеющейся технике трактор с навесным оборудованием, 50 нетелей и полуразрушенное помещение старой кошары, которое частично восстановил. Выглядит животноводческая ферма по оснащению и внешне сейчас далеко не так, как намечено в проекте, но во всяком случае под открытым небом животные в зиму не остались. Мало того, здесь уже начался растел, и получены первые килограммы молока.

Стабильность искал в животноводстве
В Краснозёрском районе 40 процентов земли обрабатывают фермерские хозяйства. Животноводством занимаются единицы. Ряд сельхозпредприятий также специализирован на полеводстве. Такое использование земель считается низкоэффективным. Рядом, в Баганском районе той же Кулундинской зоны, за счет развития животноводства показатель эффективного использования земли составляет более 60 процентов.

Из 17 фермеров района, зарегистрированных на территории Мохнатологовского сельсовета, только Виктор Бридгер занимается животноводством вкупе с полеводством. Виктор Адамович прекрасно понимает, что на новом витке развития животноводства — собственная молочная ферма — его ждет, увы, немало трудностей, но и топтаться на месте не намерен:

— Товарное зерно через раз востребовано на рынке. Со своими шестьюстами арендованными гектарами земли не мне тягаться с зерновыми гигантами, что могут только за счет производимых объемов выжить при любых ценовых раскладах. Выход один: часть своего зерна направлять на нужды собственного животноводства.

Слова фермера с делом не расходились и раньше. На личном подворье скот был всегда. В прошлом году, когда количество только крупного рогатого скота достигло 40 голов, семья встала перед выбором: сбывать или продолжать развивать животноводство? Выбрали второе. А тут и о господдержке узнали…

Издержки — минус, работа — плюс
В срочном порядке бригада строителей занимается на реконструируемой ферме подготовкой помещения для доильного зала. Предусматривается беспривязное содержание коров, телят планируют выращивать по «холодному» методу. Пока же первых отелившихся коров доят по старинке, в доильные ведра. Новорожденных телят приходится держать в отдельных клетках рядом с коровами в родильном отделении, что в отремонтированном крыле фермы. Подведено электричество, подключен к собственной скважине вакуумный насос, есть горячая вода, огорожен просторный двор для выгула животных…

Семейная ферма — шесть рабочих мест. Лишних работников нет, все между собой родня. Глава фермерского хозяйства любит повторять, что на производстве «человеческий труд должен быть без надрыва», к созданию соответствующих условий и стремится. Сейчас период, когда приходится работать много и всем.

Установка современного доильного оборудования, оснащение помещений фермы — это лишь условия для труда. Главное здесь — работа с животными, где важно все — начиная от выпаивания телят и до осеменения, выбраковки коров и многого другого. Значит, в штате должны быть ветврач и техник-осеменатор. Последнего можно обучить на курсах из числа работников, а вот с ветврачом надо заключать договор — необходимые затраты.

На фермах труд каждодневный, не всегда с отдачей. Продукция ферм — не зерно, которое можно придержать на складах, цену «подогреть». Молоко — продукт капризный, как и коровы, требующий серьезного отношения. Даже в стабильных хозяйствах у руководителей порой возникает желание избавиться от этой хлопотной отрасли. Можно привести в пример крепкое хозяйство «Новая заря» из Краснозёрского района, которое едва удалось года три назад удержать от сброса животных. В этом году противникам развития животноводства, забывающим или не желающим знать, что именно оно дает стабильную занятость и возможность заработка для сельчан, на руку напряженная ситуация с кормами. В незавидном положении по их заготовке неожиданно оказалось и фермерское хозяйство Виктора Адамовича.

— Фуражным зерном обеспечен на 70 процентов, проблему помогает решать сосед, занимающийся производством комбикормов. Я готов, если понадобится, скормить скотине минимальный запас своих семян. Почему нет зерна? Не в засухе дело, а в том, что 80 процентов моих полей выбило летом градом. Стихийное бедствие, да помощи никто не обещает, ответ один: «Надо было страховать посевы!» Кто бы возражал, если бы на это были деньги, а не игра в одни ворота (да не в крестьянскую пользу) со страховщиками! Неправильно так, поддержка нужна...

По плану или стихийно?
Обустройство фермы и работа со стадом у фермера определены и прописаны. Остается один вопрос — реализация продукции. Пока выпаиваются телята, не так много молока на продажу, вроде не до этого, а потом?

Сегодня на территории сельсовета расположен частный молокоприемный пункт индивидуального предпринимателя, работающий на сборе молока от частников. Закупочная цена у него 10 рублей. Краснозёрцы покупают молоко с подворий по 25 рублей за литр. Как говорится, почувствуйте разницу.

В селе Веселовское, в другой части района, стоит на консервации модульный молочный завод с мощностью переработки от тонны молока в сутки. Проблема с качеством и нестабильным количеством сырья стала одной из причин временной остановки современного и единственного молокоперерабатывающего предприятия в районе.

Если в пределах одного района простаивает без дела востребованный молочный завод, в то время как в другой его части фермер, получивший государственную субсидию, не может выгодно реализовать произведенное молоко и при этом все население района не имеет возможности пользоваться молочными продуктами, произведенными из местного сырья, то… Наверняка вопрос решаем, иначе это уже просчет в социальной и экономической политике местного уровня.

За действующее производство в селах нужно бороться. Должен быть разработан четкий и последовательный перспективный план создания развитых узкоспециализированных и тесно скооперированных предприятий с экономически выгодным производством. Мысль не моя, взята она из документа федерального Министерства сельского хозяйства, по которому фермер Виктор Бридгер получил субсидию на развитие своего бизнеса.

Согласно данным последней переписи населения, в Краснозёрском районе проживают чуть более 32 тысяч человек, неофициально — еще меньше. Главная причина исхода людей из родных мест — отсутствие работы. Изменит ситуацию только развитие производства на селе. Пусть сегодня это семейная ферма, завтра — перерабатывающее предприятие, но те, кто трудится, вкладывает средства и создает новые рабочие места на основном производстве, достойны поддержки в первую очередь со стороны власти. Маленький пример: на строящейся молочной ферме Виктора Бридгера ни разу не побывало ни одного специалиста даже из райсельхозуправления.

СПРАВКА
Сегодня возведение современной животноводческой фермы на сто голов скота обходится в 32 миллиона рублей.

ФАКТ
Согласно планам областного министерства сельского хозяйства, до 2014 года количество семейных животноводческих ферм в регионе должно увеличиться на 23 единицы.

Фотографии статьи
Закуплена первая партия телок для фермерского хозяйства. Фото Марины ЛУПЕЙКЕНЕ