Наследство «золотого быка»
Общество с ограниченной ответственностью «Эгида» оставило позади весь Куйбышевский район — вспахано более трех тысяч гектаров зяби
Когда-то сливочное масло, выработанное каинскими мастерами, знали и при императорском дворе, и широко за границей. Сегодня по большому счету только бык червленого золота в зеленом с красным поле на гербе района и напоминает о былом величии. Дойное поголовье куйбышевских сельхозкооперативов — меньше пяти тысяч коров. Да и самих хозяйств, которые еще занимаются скотоводством, насчитывается едва ли с десяток.
Но побывав на дочернем подразделении молкомбината — в ООО «Эгида», посмотрев на новую технику, на современное оборудование, поговорив с механизаторами, простыми сельскими трудягами, понимаешь: именно таким и должно быть сегодняшнее крепкое, прогрессирующее хозяйство. А будут такие — и слава в район вернется.
Технологии как решение проблем
У «Эгиды» проблемы те же, что у других хозяйств, — в основном кадровые. Близость к городу оттягивает опытных механизаторов, желание найти лучший заработок переманивает на вахты надежных животноводов.
И внедрение новых технологий в такой ситуации — способ справиться с этими проблемами. Причем речь идет не только о новом оборудовании. Скажем, чем не новшество: организация внутреннего соревнования среди животноводов? С ежемесячным премированием за чистоту, удои, порядок? Или закладка сочных кормов под пленкой, в результате чего сенаж получается хорошего качества? Или, в конце концов, идея о строительстве жилья для своих работников?
Помнится, именно здесь появился первый в районе современный танк-охладитель, позволяющий сохранить молоко качественным. Сейчас подобные используются чуть ли не во всех хозяйствах. Именно здесь была опробована установка по выпуску патоки на молкомбинате. Именно здесь при подкормке скота на двух фермах используется не обычный сухой комбикорм, а… каша. Самая настоящая!
— В ее составе — зерно плющенное, комбикорм, — раскрывает кулинарные секреты, стоя у агрегата, похожего одновременно и на гигантскую мясорубку, и на тестомес, главный зоотехник хозяйства Любовь Рубцова. — Только на каше у нас продуктивность выросла на 1,5 — 2 литра молока в сутки.
Немцы в поле коров не гоняют
Зимой суточный надой в «Эгиде» вырос до семи литров от каждой коровы. Но если для Куйбышевского района это отличный результат, то вот где-нибудь в средней полосе России о нем лучше и не вспоминать, чтоб не засмеяли. В декабре прошлого года собственник организовал для директора и зоотехника «Эгиды» поездку в Пермь, на российско-германский семинар по реконструкции ферм под беспривязное содержание. Там, в Европе, уже тогда доили по 22 литра в сутки. А в Сибири даже летом — на треть меньше, и то при самом лучшем раскладе.
Жили неделю, ездили на суперсовременные комплексы, слушали лекции ученых немцев. И прикидывали: что можно применить из увиденного и услышанного к сибирским условиям. Там — корпуса для содержания поголовья разного возраста, чтобы животные не испытывали стресса от незнакомых условий при переходе в другое помещение. Безвыгульное содержание коров даже летом, с одним рационом. Чипы в ошейниках, электронные дозаторы, индивидуальный компьютерный расчет потребности каждой коровы в корме и контролируемое компьютером кормление: сколько нужно по рациону, не больше и не меньше.
— В перспективе это возможно и у нас, — утверждает Любовь Константиновна. — Дорого, конечно, и не все сразу, но я считаю, что за этим будущее. Пока попробуем переоборудовать то, что есть.
В позапрошлом году в хозяйстве появились новые чудо-аппараты для дойки скота. С массажем, с автоматической подстройкой. Один такой стоит 16 тысяч рублей. Появились под них и новые счетчики.
Буренка на конвейере
По сути передовые технологии планировалось в «Эгиде» ввести еще несколько лет назад, когда на ферме началось строительство доильного зала с беспривязным содержанием скота. Вот этот-то корпус и намечено реконструировать по европейским меркам — под круглогодичное содержание 120 коров с одним рационом. Пока эта идея — в рамках эксперимента. Но обычно эксперимент — это переходная ступень к широкой практике. А в «Эгиде» есть куда развиваться — здесь содержится более полутора тысяч голов крупного рогатого скота. Недавно инвестор закупил для хозяйства сотню породистых телок, которые, как планирует руководитель Николай Иванов, и станут основой будущего высокопродуктивного молочного стада.
Но главная стройплощадка развернулась на центральной усадьбе, средь лесков на окраине села Абрамово, что местные почему-то окрестили БАМом. Здесь закончена модернизация двух корпусов на 400 коров, где устроены новые термополы, световой конек и эффективная вентиляция, и на днях дойный гурт уже встанет на «зимние квартиры». Само это помещение, кстати, восстановлено практически из праха всего несколько лет назад. 1 ноября вступит в строй корпус для холодного содержания 350 голов молодняка. Эту идею руководитель принял на заметку еще тогда, в Перми, пару лет назад. А на будущий год здесь же для полного завершения комплекса появятся еще два коровника на 720 мест. Приготовлена площадка и для строительства хладобойни, которую намечено сдать уже в августе 2013-го.
Кто работает, тот и получает
Николай Иванов — руководитель-самоучка. После нескольких лет передряг, когда в совхозе «Комсомольском», позже — в АОЗТ, менялись с частотой кинокадров председатели, у руля встал он, местный. Было это едва ли десять лет назад. Не всегда «рулил» — пришлось уходить на пару лет. Председательствовал в соседнем сельхозкооперативе. Но по предложению инвестора весной 2009-го вернулся. И снова начал наводить порядки.
Отношение к Иванову неоднозначное. Он это знает. Кто-то говорит: «Иванов — зверь, три шкуры дерет, зарабатывать не дает», пишет письма в разные инстанции, жалуется… Но, находя на это время, жалобщики не всегда находят время на работу. Какой может быть заработок у того, кто в месяц всего шесть дней отработал? Зато на руки получил две с половиной тысячи настоящих рублей… Вот и жалуется, что мало.
— Я сам на износ работаю, и с других требую, — всегда говорит Николай Васильевич. — У меня принцип такой — дисциплина. Дисциплины не будет — можно не канителиться. Тогда ни молока не будет, ничего…
Разболтался народ за время отсутствия Иванова. Кое-кто сам говорит: с нами пожестче надо. «Маленький дожжишко — лодырям передышка». Кадры — это главная головная боль «Эгиды». Своих, абрамовских, не хватает, и тех же скотников или трактористов частенько приходится искать в соседних хозяйствах. А то и в деревнях, где и колхозы-то уже давно развалились. Некоторые — за полсотни километров. Но есть и те, кто работает. А в «Эгиде» кто работает, тот и получает. Передовиков абрамовских, до работы охочих, в районе пофамильно знают.
Новинки и традиции
Нынче общество с ограниченной ответственностью «Эгида» весь район оставило позади — больше трех тысяч гектаров зяби вспахано. Да и зябь ли — после того как землицу дважды, а то и трижды подняли даже не лапы дискаторов, а мощные лемеха плугов. Это уже, считай, пар. Землица, которая, отдохнув да азотом напитавшись от перепаханной зелени, обязательно воздаст урожаями.
— Мне вот говорят: зачем плугом пашешь, устарело же, — пожимает плечами Николай Иванов. — Сотни лет наши прадеды так пахали, при чем здесь устарело! Землю не обманешь, ей уход нужен. Да на то лето пусть раз-два дождик пройдет в июне, и я под 30 центнеров с гектара возьму!
Странные, конечно, времена, когда старое, испробованное воспринимается как супермодное новшество… Но в «Эгиде» хватает и традиций, и новинок. Казалось бы, где это видано, чтобы необъятные поля колхозные пахать… «Беларусями», которые за собой плуг всего лишь в три лемеха тянут?
В общей сложности в «Эгиде» поднято более 3 000 гектаров зяби. Не только под зерновые, которые в хозяйстве все равно идут на фураж, но и под кормовые культуры. Урожаю быть!
— Мы и семена засыпали, даже чуть больше, чем нужно, — говорит Николай Васильевич. — Проверили всхожесть в лаборатории — 98 процентов, все кондиционны. Сейчас второй раз подрабатываем. Фураж засыпан тоже полностью.
…Стройка, пашня, сенокос. Каждый день — хозяйская круговерть. Без передышек. Как на конвейере. Обычная сельская жизнь...