Поле пустое, убирать нечего
Полеводы Ильинского хозяйства Доволенского района скашивают камыш, а агроном Александр Горб с болью смотрит, как на пашне урожай «убирают» свои же буренки. Это результат знойного лета: пастбища желтые, а редкие невысокие зерновые сегодня дешевле скормить на корню коровам.
Более 40 лет Александр Алексеевич работает в ЗАО СХП «Ильинское», но не помнит подобных летних месяцев:
— В прошлые годы была жара, но это периодами — неделя, полторы… Сейчас же ежедневная температура свыше 36 градусов, а на почве — более 50 градусов.
Чрезвычайная ситуация
Не по-сибирски жаркая погода прибавила проблем полеводам. На две недели раньше созрели хлеба, хозяйства убрали скудный урожай озимой ржи и приступили к обмолоту раннеспелых сортов зерновых и зернобобовых культур.
В эти горячие дни приехали к Александру Алексеевичу члены районной комиссии, созданной по распоряжению губернатора области, который объявил о чрезвычайной ситуации в сельском хозяйстве в связи с засухой. Представителям комиссии необходимо осмотреть каждое поле, сфотографировать урожай, наглядно зафиксировав результат засухи, собрать и оформить документы на получение компенсации — как по потере урожая, так и его недобору. Под списание пойдут и зерновые, и кормовые культуры. Поддержку решили сделать адресной, поэтому необходимо в кратчайшие сроки оформить акты списания в каждом сельхозпредприятии и каждом фермерском хозяйстве.
— Немного вы опоздали, — выслушав Георгия Фурдилова, начальника управления сельского хозяйства, высказал свое мнение Александр Горб, — озимые убраны, однолетние спешим скосить на зеленую массу… Как доказать сейчас, что урожая у нас не было? На других полях, правда, не лучше… Все покажу.
Объезд полей начали с проса. В Ильинском хозяйстве его сеют ежегодно — очень хороша культура для корма большого общественного поголовья. На 180 гектарах просового поля редкие колоски большого урожая не обещают.
— Практически сразу по всходам было видно, что поле пустое, — говорит Александр Алексеевич, — лишь после недавних дождей появились редкие растения, а на солонцах вообще ничего не взошло... Убирать нечего. Пусть скот пасется... А здесь сена можно было взять до 40 центнеров с гектара, для проса это нормально. Еще хватило бы на сенаж и зеленую массу.
Посеяли донник, а найти не можем
— Хотелось бы также получить компенсацию по потере урожая и на полях с кормовыми культурами: со 130 гектаров люцерны, 800 — донника, 100 — рапса, 185 — подсолнечника.
Специалисты управления сельского хозяйства и местный агроном с трудом нашли на краю поля ростки посеянного под покров донника. Кое-где среди низкой стерни нашлись пятисантиметровые слабые растения.
— Посеяли, а найти не можем, — объясняет агроном хозяйства. — Донник — мелкосеменная культура, не хватило влаги. Мы всегда готовили его на корма и на семена для себя…
Та же картина на поле рапса. Его сеяли в начале июля, немного, лишь 130 гектаров. Зеленым сочным рапсом в начале осени подкармливают коров. Но не в этом году: поле черное, в некоторых местах главенствует сорняк. Удивление Георгия Александровича вызвали рядки молоденьких росточков.
— Месяц семена пролежали, — нарушил молчание Александр Алексеевич, — а после недавних дождей проросли. В метровом слое — влаги ноль, растению придется питаться только от осадков, а они редкие. Если дождей не будет, и это пропадет.
Подсолнечник всегда был в почете в ЗАО СХП «Ильинское», часть его продавали (цена на семя подсолнечника была высокой всегда!), а жмых добавляли в зимний рацион фуражных коров. На поле в 185 гектаров даже сейчас, в начале августа, он во всю цветет, но сам чуть выше колена взрослого человека, а шляпка легко помещается в ладонь.
— Почти все поле такое, — рассказывает Александр Горб. — Мы выбрали участок, примерно 30 — 40 гектаров, получше, будем молотить на семена. С прошлого года семян подсолнечника у нас осталось еще 200 центнеров.
И заработка нет
На поле с подсолнечником в это время работает на комбайне «Ягуар» бригадир отделения Степан Мальцев, убирает скромный урожай на зеленую массу. Рядом едет «КамАЗ» с прицепом, за рулем — Руслан Столетов. На втором, уже груженом «КамАЗе», к сенажной яме уехал Дмитрий Щербаков.
— Масса небольшая, — всматриваясь в синхронную работу двух полеводов, добавил Александр Алексеевич. — В прошлые годы работал здесь и трактор с прицепом — едва успевали, а сейчас два водителя справляются. Мужики работают с восьми утра до девяти вечера. Масса бы шла, и заработок был бы больше.
Первоочередная задача Ильинского сельхозпредприятия — сохранность поголовья общественного стада. Для этого приложены все усилия. В сенажную массу в этом сезоне идет все: низкорослый подсолнечник с урожайностью 10 — 15 центнеров, остатки прошлогоднего донникового сена, часть пшеничных полей.
Ведь в ЗАО «Ильинское» 2 797 голов крупного рогатого скота, из них 1 100 фуражных коров, 800 буренок находятся на первом отделении, остальные в Плеханово и Дружном. Есть в хозяйстве и лошади — 167 голов. Сенажа смогли заложить менее пятидесяти процентов к плану. Наметили же полеводы заготовить и три тысячи тонн сена, но наскребли в полупустых полях лишь чуть более 65 процентов от потребности.
— А кормить-то надо! — подытожил Александр Горб. — Будем измельчать камыши вокруг болота, лишь бы как-то набрать массу. Благо техника позволяет, наш «Ягуар» — самоходный, хорошо измельчает любую массу.
Признается агроном, что без радости полеводы работают в поле. Понимают мужики, что хозяйство вряд ли будет в прибыли, но тем не менее ежедневно спешат механизаторы убрать овес в валках и напрямую молотить пшеницу.